Армирование ростверков на трех сваях. Ростверк: что это такое, его виды и назначение

В отличие от ленточного фундамента рассчитать армирование ростверка проще. Все без исключения возникающие напряжения абсолютно прогнозируемые, так как силы пучения отсутствуют полностью. Над сваями усиливается верхний пояс, между ними в нижнем поясе закладывается более мощная арматура.

Достоинством свайного фундамента является опирание на пласты с гарантированно высокой несущей способностью. Например, если для ленточного фундамента на насыпных, подрабатываемых, болотистых почвах потребуется огромный бюджет, чтобы пройти их насквозь, сваи обойдутся в 10 – 15 раз дешевле. Однако на них сложно опереть мелкоформатные стеновые материалы, поэтому оголовки связываются монолитными балками, на которых кладка или венцы сруба возводятся без проблем.

Общим у ленточного фундамента и ростверка является только чертеж, эксплуатационные характеристики разные:

  • вертикальный изгибающий момент в лентах, опирающихся на грунт всей подошвой – явление крайне редкое, у ростверка – это норма;
  • грунты при вспучивании стараются порвать, вытолкнуть ленту МЗЛФ на поверхность, балки на сваях отделены от земли 15 – 20 см воздушной прослойкой или пенополистиролом, воспринимающим указанные нагрузки на себя;
  • поэтому лента армируется в обоих поясах одинаково, в ростверке усиливается нижний слой арматуры, верхний – над ними (только в зонах растяжения, с которым бетон справиться без растрескивания не может).

Арматурный каркас в любом ж/б изделии как раз и предназначен для компенсации растяжений. Популярные у индивидуальных застройщиков композитные арматуры имеют слабую адгезию с бетоном, сильно растягиваются, что приводит к раскрытию трещин.

Поэтому специалисты рекомендуют создавать арматурный каркас исключительно из стальных стержней 8 – 14 мм периодического сечения (в продольном направлении), прутков 6 – 8 мм гладкого сечения (хомуты, поперечные, вертикальные скобы).

Оптимальным вариантом является класс А400 (старая маркировка А3). Что полностью соответствует указаниям (фундаменты свайные), (ж/б, бетонные конструкции).

Технология арматурного каркаса ленточного ростверка

Несмотря на название ленточного ростверка свайного фундамента, монолитные балки имеют конструкцию решетки. Поэтому каркас имеет несколько узлов сопряжений стен (наружная/внутренняя), углов, в которых не допускается стыковка перехлестом. Прутки в этих местах изгибаются, запускаются на соседнюю сторону, связываются с каркасом внахлест.

Продольное армирование аналогично ленточному фундаменту, для придания каркасам пространственной геометрии так же применяются прямоугольные хомуты. Однако в зонах растяжения, прочих ответственных местах добавляются поперечные вертикальные стержни. Стыки свайно-ростверкового каркаса обвязываются проволокой или стыкуются сваркой (только для арматуры с буквой С в маркировке).

Продольное армирование

Без профессионального образования и знания специальных программ индивидуальному застройщику сложно правильно рассчитать сечение и количество продольных стержней. Простейшим вариантом будет воспользоваться инструментом «АРБАТ» вычислительного комплекса Scad Office с максимально простым интерфейсом:

  • в отличие от свай ростверк рассчитывается по изгибающим моментам, на продавливание, прорезающие усилия;
  • арматурный каркас изготавливается из продольных прутков 8 – 16 мм;
  • в отличие от ленточного фундамента, кроме хомутов добавляются вертикальные прутки возле каждого продольного стержня.

Технология укладки стандартная, продольные прутки обвязываются хомутами или привариваются к ним. Затем арматурный каркас укладывается в опалубку на нижние прокладки из бетона, пластика (обеспечение защитного слоя), по месту в него добавляются элементы усиления (вертикальные стержни).

В проектах коттеджей с бетонными или кирпичными стенами может использоваться двурядное расположение свай. Поэтому для ленточной части свайного фундамента может добавляться расчет в поперечном направлении, поскольку крутящие моменты возникают и там, иногда превышают величину продольных. Арматурный каркас в некоторых случаях усиливается стержнями 14 – 16 мм с шагом 20 см.

Поперечное армирование

Без хомутов невозможно придать каркасам необходимую пространственную геометрию. Одновременно эти элементы усиливают армопояс. Все стыки обвариваются либо перевязываются проволочными закрутками. Дополнительные вертикальные прутки монтируются с расчетным шагом (обычно 20 – 40 см). На приведенном фото присутствуют практически все возможные ошибки:

  • не соблюдаются защитные слои со всех сторон ленты, арматура соприкасается с опалубкой сваи;
  • армирование углов должно выполняться по специальным схемам, а не просто изогнутыми прутками;
  • отсутствуют бетонные, пластиковые прокладки;
  • армопояс смещен относительно центра сваи;
  • вместо среднего пояса, никаких нагрузок не воспринимающего, следовало бы усилить верхний/нижний уровни более толстой арматурой свайного фундамента или добавлением дополнительных прутков (этот вариант предпочтительнее);
  • неправильная связь арматурных каркасов сваи и ростверка.

Чтобы узнать подробнее об армировании углов, рекомендуем прочитать статью: . Схемы армирования углов для ленточного фундамента и ростверка будут аналогичными.

На нижнем рисунке все элементы армопояса расположены правильно – два вертикальных прутка сваи связаны с нижним поясом, остальные с верхними стержнями.

Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.

Правила армирования углов и примыканий со схемами

В большинстве советской литературы (например, пособие В. С. Сажина) приведены неверные схемы укладки арматуры в местах сопряжения. Согласно правильно армировать подобные Г-образные, Т-образные стыки нужно следующим образом:

  • запуск П-образного элемента на примыкающую стену, встречный изгиб прутка с боковой ленты под прямым углом;
  • два П-образных элемента поверх перекрестья продольных стержней из угла конструкции наружу;

Чертеж правильного армирования углов и примыканий ростверка.

Совет! Если вам нужны подрядчики, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает.

Устройство оснований под любое здание – это очень ответственный и важный этап, с которого начинаются основные строительные работы. Рекомендуется производить изготовление фундаментов в строгом соответствии с проектной документацией.

Для монолитных конструкций достаточно важной частью работ является армирование ростверка. От качества связанной арматуры во многом зависит прочность всей конструкции. Произвести армирование можно самостоятельно, предварительно ознакомившись с технологией данного вида работ.

Что такое ростверк

Ростверк – это монолитный элемент основания здания, соединяющий отдельно стоящие столбы или сваи в единую систему. Он изготавливается в виде ленточного фундамента, на который устанавливаются несущие и внешние ограждающие конструкции строения. Лента равномерно распределяет нагрузки по всему основанию здания, которое в свою очередь передаёт их грунту.


Схема устройства ростверка

Ростверк может быть выполнен не только в виде монолитного ленточного фундамента. Также он изготавливается из деревянных, металлических и ЖБИ изделий, расположенных между столбчатыми опорными конструкциями. Такое устройство в виде балок используется гораздо реже, чем монолитное.


Различают висячие и заглубленные конструкции

В зависимости от высоты относительно уровня земли различают висячий и заглубленный варианты устройства. При строительстве заглубленного ростверка выбирается монолитное исполнение. Если изготавливается висячий, то основа ростверка может быть устроена из горизонтальных балок.

Монолитный ростверк содержит в своей основе бетон и арматуру. Армирование занимает основную долю времени при устройстве данного вида оснований. При проведении работ по необходимо руководствоваться строительными нормами и правилами 52-01-2003.

Ростверк должен служить надёжной опорой и защищать строение от влаги. Фундамент свайно-ростверковый подходит для строительства зданий с числом этажей не более трёх.

Устройство монолитного ростверка

Чтобы изготовить монолитный ростверковый фундамент, потребуется выполнить несколько этапов работ.

  1. Установка опалубки.
  2. Армирование ростверка.
  3. Бетонирование.
  4. Распалубка.
  5. Гидроизоляция ленты.

Установка опалубки


Опалубку необходимо установить строго под углом 90 градусов

Ростверковый фундамент изготавливается висячим или заглубленным в грунте. От его формы напрямую зависит и конструкция опалубки.

Вне зависимости от конструкции боковые стены опалубки должны быть собраны в строго вертикальном уровне, а углы соответствовать 90°, если проектом не предусмотрено другое исполнение.

При изготовлении ленты в земле можно использовать грунт вместо опалубки, как опору для будущего фундамента. Выше уровня земли собирается опалубка чаще всего из досок или фанеры. Она сколачивается или стягивается таким образом, чтобы бетон не выдавил доски и не растёкся в процессе его укладки. Та часть фундамента, которая выступает над землёй, будет ограждена такой конструкцией.

Если выбран висячий вариант , тогда необходимо предусмотреть в опалубке качественное основание. Его требуется рассчитать, исходя из нагрузки, которую оно должно выдержать. Нагрузка определяется массой бетона и арматуры. Также необходимо учесть механические воздействия на конструкцию от вибрирования бетона в процессе его заливки.

Боковые стены опалубки должны быть крепко собраны. Для этого могут быть использованы поперечные стяжки, распорки, трубки со шпильками и другие материалы, которые обеспечат надёжность конструкции.

Некачественная опалубка может привести к срыву процесса укладки бетона. Это недопустимо в строительстве, но часто происходит из-за халатного отношения к этой части работ.

Армирование ростверка


Армирование конструкции

Армирование ростверка свайного или столбчатого фундамента является одним из самых ответственных этапов устройства основания под здание.

В качестве основного материала для армирования фундаментов используется периодическая металлическая арматура. В последнее время её начали заменять композитной стеклопластиковой. Стоит отметить, что стеклопластиковая арматура не подходит для висячих конструкций. Она хороша там, где имеется опирание на грунт.


Арматуру сваривают в балки

Арматура связывается или сваривается в отдельных случаях в каркасы, так называемые балки. Существует несколько видов балок. Тип армирования, а значит и вид балок, определяется на стадии проектирования.

При самостоятельном строительстве, когда отсутствует проект, и нет возможности обратиться к специалистам, есть вариант воспользоваться онлайн калькулятором армирования. Желательно найти в интернете несколько таких онлайн программ и произвести расчёты в каждой, чтобы, сравнив данные, определить погрешность в подсчётах. Рассчитав армирование по внесённым параметрам фундамента, можно приступить к работам.

Армирование монолитного ростверка в самом распространённом виде состоит из прямых продольных и поперечных стержней, которые соединены между собой вязальной проволокой или сваркой. Чтобы правильно произвести соединение конструкции из арматуры изготавливаются хомуты и П-образные изделия. Они являются связующими элементами в узлах арматурного каркаса.

Чтобы узнать, как правильно изготавливаются арматурные каркасы и их узлы, необходимо ознакомиться с руководством по конструированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжёлого бетона (без предварительного напряжения).

Армирование свайно-ростверковых фундаментов невозможно без соединения арматуры свай с каркасом ростверка. При устройстве свайного поля на стадии армирования вертикальные стержни изготавливаются с припусками по высоте. При монтаже арматурного каркаса ленточного фундамента выпущенные из свай пруты загибаются на нужном горизонтальном уровне и связываются с основным каркасом. Таким образом, достигается цельность конструкции. Все подробности по заливке свайно-ростверкового фундамента смотрите в этом видео:

Нельзя нагревать металлическую арматуру для того, чтобы согнуть её. Для сгиба необходимо использовать специальные приспособления или трубогибочный станок.

Бетонирование ленты


Заливать бетон в опалубку нужно без перерыва, чтобы получился качественный монолит

Ростверковый фундамент заливается бетоном единовременно без перерыва в работах до полного их завершения. Категорически запрещено делать разрывы по длине фундамента. Единственным разрешённым действием является разрыв по высоте ростверка. После заливки 150-200 мм слоя по всему объёму ленты делается перерыв в работах.

Перед продолжением строительных работ необходимо дождаться, когда бетон наберёт минимально допустимую прочность. Затем требуется счистить верхний слой, так называемого бетонного молочка, и только после этого продолжать бетонирование ленты.

Важно производить работы так, чтобы в бетонной массе не было никаких пор. Требуется, чтобы бетон заполнил всё пространство в опалубке. Не должно остаться ни одного воздушного кармана внутри ростверка.

Распалубка


Важно не снимать опалубку раньше времени

Можно один раз пренебречь этим процессом и произвести его раньше времени, чтобы понести убытки, которые ощутимо скажутся на строительном бюджете.

При преждевременной распалубке фундамент может дать трещину, что не оставит практически никаких вариантов, кроме его демонтажа. В таком случае потребуется устройство нового основания, соответственно затраты на строительство значительно вырастут.

Бетон набирает прочность в зависимости от его марки и температуры окружающей среды. Идеальной считается температура 20°С, в таких условиях бетон марок М200-300 наберёт 100% прочность за 28 дней.

Данные по набору бетоном прочности представлены в таблице.

Процент прочности бетона в зависимости от температуры
Марка бетона Срок твердения, суток -3°С 0°С +5°С +10°С +20°С +30°С
1 3 5 9 12 23 35
2 6 12 19 25 40 55
М200-300 на портландцементе М-400 и М-500 3 8 18 27 37 50 65
5 12 28 38 50 65 80
7 15 35 48 58 75 90
14 20 50 62 72 90 100
28 25 65 77 85 100 -

Из таблицы видно, что при низких температурах целесообразно использовать бетон с добавками для быстрого набора прочности. Это немного увеличивает его стоимость, но и значительно ускорит строительный процесс.

Допускается производить распалубку при наборе бетоном прочности не менее 50%.

Гидроизоляция ленты

При висячем ростверке можно использовать обмазочную гидроизоляцию. В заглубленном исполнении есть возможность уложить рулонную гидроизоляцию в землю перед заливкой бетона и после распалубки верхней части полностью закрыть ей фундамент. Подробнее о гидроизоляции ростверковой конструкции смотрите в этом видео:

Важно защитить основание от влаги. Если фундамент впитает воду, то в зимнее время при минусовых температурах во время расширения замерзающей воды в нём будут образовываться микротрещины. Этого необходимо избежать.

Ошибки при армировании и как их избежать


Не стоит армировать углы перекрещивая арматуру

Существует ряд ошибок, связанных с армированием, которые допускают неопытные строители в целях экономии или просто по незнанию строительных норм и правил. Ниже приведены самые часто повторяющиеся из них.

  1. Уменьшение диаметра буронабивной сваи, по мнению некоторых строителей, должно сопровождаться уменьшением количества вертикальных стержней арматуры, к которым впоследствии должен крепиться каркас ростверка. Уменьшение припуска вертикальных стержней.
  2. Армирование угловых участков перекрещиванием прямых прутьев арматуры. Так поступают многие, чтобы не усложнять вязку каркаса.
  3. Несоблюдение шага установки перемычек при армировании ростверка. Пропуск необходимых соединений. Подобное часто происходит в целях экономии.
  4. Отклонение арматурного каркаса от центральной оси. Это приведёт к неравномерной несущей способности основания.Такие вещи часто случаются из-за банальной халатности. Все тонкости армирования свайного фундамента, смотрите в этом видео:

Решения вышеперечисленных ошибок приведены ниже.

  1. Диаметр сваи не должен быть менее 300 мм, а количество вертикальных стержней ниже 4, припуск арматуры под ростверк должен быть не менее 0,5 м.
  2. Для правильного соединения узлов балок следует изготовить гнутые П- и Г-образные детали, которыми требуется соединять угловые элементы.
  3. При устройстве арматурного каркаса должен соблюдаться шаг от 200 до 400 мм между перемычками. Точный размер шага определяется на стадии проектирования.
  4. Требуется производить все измерения с использование строительных уровней, чтобы каркас был выставлен относительно центральной оси.

Армирование – это значимая часть процесса строительства. Важно всё и качество материалов, и опыт строителей, и наличие рабочей документации.

Несоблюдение правил армирования может привести к самым серьёзным последствиям. Этот этап строительства один из самых ответственных.

При производстве строительных работ любая ошибка приводит к уменьшению срока эксплуатации здания без необходимости ремонта. Это в лучшем случае. В худшем, ещё на стадии возведения здания оно подвергается перестройке.

Для достижения максимальных сроков эксплуатации требуется соблюдать строительные нормы и правила, не допуская отклонений от проекта. Строительство объединяет в себе комплекс мероприятий, которые необходимо соблюсти для достижения желаемого результата. По возможности лучше доверить такую работу профессионалам.

Свайный фундамент состоит из вертикальных стержней (свай), заглубленных в грунте и служащих опорой для остальных элементов строения. По типу конструкции сваи бывают:

  • заливные сваи, когда в подготовленные в грунте скважины заливается бетон;
  • забивные сваи — готовые столбы из железобетона забиваются в землю специальной машиной;
  • винтовые сваи из металла, имеющие форму винта или самореза, просто вворачиваются в грунт.

Из всех перечисленных нас интересуют сваи первого типа — заливные. Устраивают в такой последовательности:

  • при помощи ручного или механизированного бура в грунте сверлят отверстие, глубина равняется длине будущей сваи плюс 15 — 20 см. на гравийную подушку;
  • на дно скважины засыпают крупный песок или мелкий щебень (амортизирующая подушка) и трамбуют;
  • готовят конструкцию из трёх или четырёх прутьев арматуры, которые соединяют между собой сваркой при помощи коротких отрезков и вязальной проволоки;

  • над скважиной устраивают опалубку круглого или другого сечения до расчётной высоты сваи над грунтом;
  • арматурную конструкцию погружают в скважину, а саму скважину вместе с возвышающейся опалубкой заливают бетоном;
  • после отверждения бетона остатки арматуры обрезают, иногда оставляя отрезки небольшой длины, к которым при помощи сварки крепят опорные элементы.

Ленточный фундамент


Ленточный распространён благодаря его прочности, способности выдерживать здания любой массы и противостоять любым процессам, протекающим в почве. Представляет собой ленту, как бы продолжение наружных стен дома, направленное вниз. Толщина ленточного фундамента в частном строительстве принимается равной 40 — 50 см., в землю фундамент рекомендуется опускать ниже максимальной глубины промерзания грунта. Это делается для того, чтобы под основанием не происходили процессы пучения.

Армирование фундамента ленточного производится после устройства траншеи и опалубки.

Конструкция скелета состоит из двух ярусов, состоящих минимум из двух прожилин каждый.


Требования к расположению арматуры в бетонном массиве:

  • расстояние от наружной боковой стенки до арматуры не должно быть менее 50 — 55 мм.;
  • расстояние от нижней и верхней плоскостей массива до горизонтальной арматуры не должно быть менее 70 — 75 мм.;
  • расстояние между верхним и нижним арматурными слоями не делают менее 300 — 350 мм., но лучше сделать это расстояние максимальным;
  • расстояние между перемычками: вертикальными 400 — 700 мм, горизонтальными 800 — 1400, расстояние выбирают таким, чтобы обеспечить неподвижность арматуры во время заливки бетона и уплотнения его при помощи вибромашин и других приспособлений.

Несколько советов, облегчающих сборку арматурного каркаса для ленточного фундамента:

  • некоторая часть вертикальной арматуры изготавливается увеличенной длины, так, чтобы на них, вбитых в дно траншеи, удобно было монтировать весь скелет;
  • верхнюю горизонтальную арматуру делают длиной равной ширине фундамента, благодаря этому они, упираясь в стенки опалубки, фиксируют положение всей арматурной конструкции в пространстве.

Свайный с ростверком

Свайный фундамент с ростверком представляет собой симбиоз ленточного и свайного. Опорой выступают сваи, заглубленные ниже точки промерзания. Количество свай определяется их диаметром и несущей способностью грунта. В верхней части находится ростверк — лента толщиной, равной или немного большей диаметра свай. Арматура в сваях монтируется точно так же, как в свайных фундаментах, армирование ростверка ничем не отличается от армирования ленточного основания. Единственный нюанс свайного фундамента с ростверком связка арматурного каркаса свай с каркасом ростверка. Осуществляется это следующим образом:

  • бетон первоначально заливается в армированные скважины до уровня нижней плоскости ленты ростверка;
  • после устраивается траншея под ростверк (если всё сделано правильно, то плоскость дна траншеи будет совпадать с верхом залитого в скважины бетона);
  • результат работы выглядит следующим образом: имеется траншея, со дна которой с определённым интервалом возвышаются концы арматурных стержней (продолжение арматуры свай);
  • дальнейшие действия полностью повторяют алгоритм вязки арматуры ленточного фундамента, только основой служат не специально вбитые в дно траншеи прутья, а концы арматуры свай.

Плиточный

Из всех рассматриваемых типов оснований зданий именно плиточный (плавающий) фундамент наиболее нуждается в качественном арматурном каркасе. Фундамент представляет собой плоское изделие из железобетона, полностью повторяющее контуры строения, толщиной всего лишь порядка 30 см. Нужно ли говорить, что только надлежащее армирование фундамента из плит может гарантировать прочность конструкции, её способность выдерживать вес здания иногда в несколько этажей.


Плитный фундамент настоящая находка при возведении зданий и сооружений на сложных почвах. Какие бы процессы не происходили, какие бы локальные зоны пучения или просадок грунта не образовывались, если армирование плиты проведено качественно, верно определён состав бетонной смеси и технология заливки не нарушена, геометрические параметры нашего параллелепипеда (даже несмотря на возможный небольшой наклон) всё равно останутся неизменными. А это гарантирует целостность строения, так как исключает образование зон напряжения в несущих строительных конструкциях. Все напряжения принимает на себя и гасит монолитная плита.

Процесс армирования фундамента: монтируется арматура после того, как вырыт котлован, на его дно уложены песчаная и дренажная (щебневая) подушки, а по периметру установлены щиты опалубки. В дно котлована вбиваются удлинённые вертикальные стержни арматуры, на которых и монтируются вначале нижний, а затем верхний арматурные ярусы. Кстати, снабжать вертикальными отрезками абсолютно все узлы не нужно. Их количество должно лишь обеспечить неподвижность ярусов в пространстве в процессе заливки и уплотнения.

После того как армирование фундамента закончено, конструкция заполняется бетоном по верхний край опалубки.

Posted By: 27.09.2016

Продолжаем делать наш фундамент. . Теперь необходимо перейти к изготовлению ростверка. Не меняем традиции, всё делаем своими руками.

Для начала необходимо определиться, что же такое ростверк. Ростверк – это верхняя часть фундамента (в нашем случае свайно-ростверкового), распределяющая нагрузку от несущих элементов здания. По нашему железобетонный ростверк состоит из связанного арматурного каркаса, который в последствие будет заливаться бетоном. Для того чтобы ростверк принял желаемые нами формы мы перед заливкой бетона также подготовим съемную опалубку и не только, но об этом немного позже…

Итак, наша сегодняшняя статья будет посвящена первому этапу в создании ленточного ростверка, а именно его частичному армированию. Арматурный каркас ленточного ростверка – это важная составляющая и ей необходимо уделить достаточное внимание, т.к. от неё зависит прочность и надежность Вашего будущего фундамента. Это как скелет, на котором всё держится…

Теперь, когда стало понятно, насколько важен процесс армирования, мы набросали следующий план действий:

  1. Готовим шаблон для продольной ребристой арматуры диаметром 12 мм.
  2. Делаем хомуты из гладкой арматуры диаметром 6 мм.
  3. Вяжем продольную арматуру поперечными хомутами при помощи вязальной проволоки.
  1. Во-первых, хотим пояснить, что за шаблон мы решили сделать. Это конструкция, которая будет фиксировать нашу продольную арматуру, благодаря чему мы сможем свободно заниматься вязкой хомутов, а не следить за устойчивостью всего строения. Шаблон мы решили делать из деревянных дощечек предварительно скрепленных между собой саморезами. Размер шаблона берется из проекта дома. Если Вы строите без проекта, то Вам однозначно необходимо точно для себя понимать все размеры, которых Вы будете придерживаться при строительстве. Прежде чем проделывать дырки для арматуры мы нанесли все размеры на деревяшки, а уже после этого просверлили дырки. Наш шаблон готов.

  2. Размер хомутов подгоняем под шаблон, таким образом, чтобы хомуты без особых проблем надевались на вставленную в шаблон продольную арматуру. По нашему проекту все хомуты имеют прямоугольную форму 25х35 см. Необходимое нам количество – чуть более 300 штук. Хомуты делаем при помощи ручного армагиба. Как он выглядит и как им пользоваться, мы уже рассказывали и в нашем видео, которое Вы сейчас можете посмотреть, если еще не успели с ним познакомиться.
  3. После того как все хомуты у нас были готовы переходим к заключительному этапу – вязке продольной арматуры хомутами. Ростверк – конструкция далеко не маленькая, поэтому для удобства мы использовали нашу обноску, которая была заготовлена для разметки дома, и деревяшки примерно одинаковой длины. Обноски ставили парно по всей длине продольной арматуры, на них устанавливали деревяшки. Как это выглядит можно увидеть на фото ниже.

    Затем на сооруженную нами конструкцию помещали по 4 продольные ребристые арматуры с уже надетыми хомутами. Таким образом, изначально часть ленточного ростверка фактически находилась в подвешенном состоянии. Как только все было готово, мы начинали процесс вязки арматуры вязальной проволокой (рекомендуем, очень удобная вещь, цена – 145 руб. за 1 кг.). Сперва вязали верхнюю часть будущего ленточного ростверка, а затем перешли к нижней. Хомуты на ростверке по нашему проекту находятся друг от друга на расстоянии 20 см (шаг хомутов). Для того чтобы точно понимать, в каком месте вязать арматуру при помощи вязальной проволоки, мы сделали насечки белым строительным маркером с шагом в 20 см.

    В процессе армирования мы быстро пришли к выводу, что вязка свай и ростверка должна отличаться. На наш взгляд, для ростверка лучше использовать вязку № 2 или чередовать с № 1 на фото ниже, т.к. нагрузка при заливке бетона в сваи и ростверк несколько отличается. Для свай же лучше использовать вариант № 1.

В итоге на 1 сторону вязки ростверка у нас уходило примерно по 50 минут. Больше времени занимала сама подготовка.

Если вы хотите посмотреть, как проходил весь процесс нашей работы, то мы уже подготовили для Вас видео на нашем канале YouTube про армирование ростверка. Это только первая часть по его изготовлению. Вторую часть про рытье траншеи, песчаную подушку, изготовление и монтаж опалубки под фундамент можно прочитать , поэтому следите за нашей стройкой, подписывайтесь на наш канал, читайте блог, комментируйте.

А пока — пока, и до новых встреч!

С наилучшими пожеланиями,

Яна и Женя Шигоревы.

В качестве надежного основания для возведения зданий используется фундамент свайного типа. Основание на опорных элементах необходимо при осуществлении строительства объектов на проблемных почвах. Свайная основа - оптимальное решение во многих ситуациях, в том числе, если строение возводится на вечной мерзлоте или слабой почве с близко находящимися водоносными слоями, а также при наличии значительных перепадов высот на строительной площадке. Армирование ростверка свайного фундамента позволяет обеспечить прочность основания, сформировать надежную базу для возводимого здания.

Ростверк - ответственная, горизонтально расположенная часть силового каркаса, соединяющая в единый контур опорные колонны. Он обеспечивает вертикальность столбов, предотвращает их перемещение. Обеспечение прочностных характеристик опорной конструкции достигается путем укрепления стальной арматурой. Для усиления опорного контура необходим чертеж, требуется выполнение расчётов предполагаемых усилий, воздействующих на основание при эксплуатации строения.

Свайный фундамент - универсальное основание для строительства кирпичных, деревянных, газобетонных и пенобетонных малоэтажных домов

Рассмотрим, как производится укрепление ростверкового фундамента. Остановимся на особенностях главных этапов работ, профессиональное выполнение которых обеспечит надежность возводимой основы.

Что такое ростверк?

Для тех, кто не владеет строительной терминологией, сообщаем, что ростверк - это ответственная часть свайного фундамента, соединяющая оголовки свай в единый силовой контур.

Существуют различные виды ростверков, применяемых в свайных основаниях:

  • ленточного типа, представляющего монолитную бетонную ленту. Она располагается по периметру опор, последовательно расположенных под несущими нагрузку капитальными стенами;
  • плитной конструкции, в виде монолитной плиты, размеры которой соответствуют контуру основания строения и охватывают все опоры.

Ростверк представляет собой ленточную конструкцию, соединяющую отдельно стоящие сваи между собой

В зависимости от особенностей ростверкового фундамента, он может изготавливаться в следующих исполнениях:

  • Цельном варианте. Изготовление осуществляется путем заливки в предварительно подготовленную опалубку бетонного раствора. Формирование монолитной базы происходит после твердения бетонной смеси.
  • Составном виде. Основа представляет сборную поверхность из произведенных промышленным путём железобетонных изделий, соединённых при установке с опорными колоннами, а также между собой.

Независимо от особенностей конструкции, ростверк формирует опорную поверхность, предназначенную для возведения стен постройки. Обвязка находящихся в земле колон обеспечивает высокую жесткость пространственной системы и стойкость к воздействию действующих усилий.

Армирование свайно ростверкового основания, позволяет укрепить монолитную основу стальными прутками, способствующими целостности конструкции и повышающими долговечность.

Конструктивные особенности

Для формирования расположенного на сваях ленточного фундамента изготавливают ростверки на различной высоте по отношению к нулевой отметке. В зависимости от расположения контура относительно уровня грунта различают следующие виды:

  • высокий, нижняя отметка которого превышает уровень грунта на 10 см и более. Сооружается для легких построек, расположенных на любых видах почвы. На проблемных почвах его устройство особенно актуально. Конструкция нуждается в серьезном укреплении арматурой, что связано с наличием полостей, имеющихся под бетонным монолитом, находящимся над поверхностью грунта;

Именно в случае монтажа монолитного свайного ростверка, который используется при обустройстве домов из тяжелых материалов, необходимо выполнить армирование обвязки

  • наземный вариант, выполненный на гравийно-песчаной подсыпке без заглубления в почву. Его особенность - отсутствие свободного пространства между бетонным монолитом и грунтом. Установка осуществляется на не проблемных грунтах. При подверженности почвы морозному пучению возможно образование трещин и отрыв затвердевшего бетонного массива от опорных колонн;
  • мелкозаглубленный тип, сформированный путем заглубления нижней части в почву на предварительно подготовленную песчано-гравийную подсыпку. Конструкция такой основы напоминает устройство ленточного фундамента, основание которого опирается на сваи. Формирование заглубленной основы связано со значительными затратами и применяется для возведения массивных построек, расположенных на почвах, характеризующихся низкой несущей способностью.

Основания свайного типа формируют, главным образом, для легких строений. Именно поэтому достаточно распространено устройство ростверкового фундамента, основа которого представляют висячую ленту из бетона, усиленного стальной арматурой. При высоте основы до 40 см, ее ширина зависит от вида, размеров материала, применяемого для возведения стен, и составляет 30-40 см.

О целесообразности армирования

Потребность усилить основание здания стальной арматурой связана с особенностями бетона. Материал обладает повышенной стойкостью к воздействию сжимающих усилий, однако восприимчив к воздействию изгибающих моментов и растяжения, вызывающих нарушение целостности и деформацию основания.

Отметим, что армированию подлежат фундаменты, в которых используются сваи двух видов - забивные и буронабивные

Армирование свайно ростверковой конструкции позволяет предотвратить вероятность разрушения, повысить устойчивость, ресурс эксплуатации возводимого здания. Расположенный внутри бетонного массива арматурный каркас воспринимает растягивающие нагрузки и изгибающие усилия, обеспечивая устойчивость возводимой основы.

Независимо от конструкции применяемых свай, расположенных внутри грунта, опорные колонны, также, усиливают арматурой. Расположенные в сваях стальные стержни связываются в общую конструкцию с арматурным каркасом опорной поверхности.

Армирование ростверка свайного фундамента позволяет:

  • Предотвратить разрушение монолитного массива в результате реакции почвы.
  • Значительно увеличить прочность базы, воспринимающей нагрузку от массы строения.
  • Не допустить усадку строения, вызванную низкими прочностными характеристиками основы.

Усиление ростверкового фундамента позволяет избежать негативных явлений.

Специфика армирования

Армирование ростверка свайного фундамента осуществляется предварительно изготовленным объемным каркасом, состоящим из двух ярусов стержней, объединенных в единую конструкцию с помощью стальных перемычек.

Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры

Для продольных поясов каркаса используются рифленые прутки, произведенные горячекатаным методом, что соответствует классу арматуры А3. В зависимости от воспринимаемой основанием нагрузки, диаметр стержней составляет 12-16 мм.

Объединение в общий силовой контур соединительных элементов, расположенных в вертикальной и горизонтальной плоскости, может осуществляться:

  • отдельными стальными рифлеными стержнями прямолинейной формы, диаметр которых соответствует сортаменту продольной арматуры;
  • стальными хомутами прямоугольной конфигурации, изготовленными из гладких прутков класса А2 сечением до 10 мм. Несмотря на повышенную трудоемкость изготовления и установки, прямоугольные перемычки обеспечивают надежность и долговечность конструкции усиления.

Производя усиление размещенного на сваях ленточного фундамента, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Применяйте не менее 4 прутков, расположенных в верхнем и нижнем ярусе каркаса ленточного контура, обеспечив интервал между элементами 10-15 см.
  • Соблюдайте расстояние, устанавливая перемычки в продольном поясе, равное 15-25 см.
  • Обеспечьте шаг вертикально расположенных перемычек каркаса - 30-40 см.

Амирование ростверка начинается после выполнения всех предыдущих этапов обустройства свайного фундамента - монтажа свай, их обрезки и обустройства опалубки

Потребность в защитном слое между металлической конструкцией каркаса и бетонной поверхностью ростверка обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью правильного распределения металлоконструкцией каркаса действующих усилий;
  • подверженностью арматурных прутков коррозионным процессам, возникающим от проникающей в бетон влаги.

Соблюдение фиксированного расстояния от арматуры до опалубки при обеспечении защитного слоя достигается путем использования изготовленных из пластика подставок.

Методика расчета

Для определения потребности в арматуре, позволяющей выполнить армирование ростверка свайного фундамента, необходимо предварительно разработать чертеж. Документация содержит следующую информацию:

  • Размеры конструкции.
  • Количество поясов усиления.
  • Профиль арматуры.
  • Диаметр применяемых стержней.
  • Расстояние между перемычками.

Схема правильного армирования углов и примыканий ростверка

Зная габаритные размеры ростверкового фундамента, несложно рассчитать длину стальных прутков арматуры в верхнем и нижнем поясе, а также размеры перемычек.

Просуммировав полученные значения, получаем суммарную длину каждого типоразмера применяемой арматуры. Зная метраж и массу одного погонного метра определённого стержня, не сложно определить потребность в арматурных стержнях, выраженную в килограммах.

Если соединение элементов не планируется осуществлять с использованием электрической сварки, потребуется проволока для вязания. Имея чертеж, на котором представлена информация о количестве точек соединения, можно посчитать необходимое количество вязальной проволоки. Учитывая, что для надежной фиксации двух перпендикулярно расположенных стержней необходимо порядка 30 сантиметров, общая потребность в проволоке определяется путем умножения количества соединений на длину материала.

Выполнение расчётов не представляет сложности. Главное - предварительно разработать чертеж армирования.

Технология усиления ростверка

Если выполнена установка армированных свай и смонтирована опалубка, то можно приступать к формированию арматурного каркаса. Обратите внимание, что фиксация каркаса производится к арматуре, выступающей из бетонных свай на высоту опалубки. Крепление стальных стержней можно производить с помощью сварки, а также, используя вязальную проволоку.

Алгоритм выполнения работ следующий:

  • зафиксируйте на расстоянии 5 см от дна опалубки горизонтально расположенные продольные прутья;
  • разместите и закрепите перпендикулярно расположенные прутки нижнего пояса;
  • установите хомуты прямоугольного сечения или вертикально расположенные стержни крепления прутков верхнего яруса;
  • закрепите продольные стержни верхнего пояса;
  • выполните угловое усиление ростверка, установив в углах конструкции изогнутые стержни.

Надёжно укрепите углы арматурой, так как в этих местах каркас воспринимает значительные усилия.

Заключение

Усиление стальной арматурой ростверка свайного основания позволяет сформировать надежную базу, обеспечивающую устойчивость возводимого строения. Работы не сложно выполнить самостоятельно, предварительно разработав чертеж, согласно которому осуществляется армирование ростверка свайного фундамента.

Армирование ростверка свайного фундамента: чертеж, технология, расчет


Как армировать свайно-ростверковый фундамент? Методика правильного расчета. Особенности технологии усиления ростверка. Чертежи и схемы армирования ростверка.