Дискреционная и недискреционная бюджетная политика. Дискреционная и недискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика - процесс автоматической корректировки налогов, государственных расходов и по причине циклических изменений общей прибыли. Недискреционная фискальная политика подразумевает автоматическое снижение (повышение) чистых налоговых платежей в госбюджет во время падения (роста) ВВП. Данный фактор, как правило, оказывает положительное действие на экономику и позволяет ей быстрее справиться с кризисом.

Недискреционная фискальная политика: сущность

Результатом колебаний совокупной прибыли в границах цикличности может стать как появление дефицита, так и излишков бюджетных средств. При этом процесс может происходить автоматически, без какой-либо регулировки извне. Основное действие при этом оказывают встроенные экономические стабилизаторы.


Фискальная политика, которая предполагает корректировку объемов государственных затрат, сальдо и налогов в автоматическом режиме по результатам циклических изменений рынка, носит название недискреционной. Ее суть заключается в автоматическом росте чистых поступлений налогов в в период увеличения ВНП или же снижении их объемов в случае падения валового национального продукта. Все это полезно для экономики и способствует ее стабилизации.

В сфере недискреционной фискальной политики часто встречается такой термин, как автоматический (встроенный) стабилизатор. По своей сути это механизм в сфере экономики, который позволяет уменьшить диапазон колебаний уровней выпуска и занятости без изменения экономического вектора развития всей страны в целом.
В роли таких стабилизаторов выступают такие направления, как система социальной помощи, предполагающая выплату пособий нуждающимся, и прогрессивная система стягивания налогов. Степень стабильности в сфере экономики зависит непосредственным образом от объемов бюджетных излишков (дефицита), возлагающих на себя функции своеобразных «амортизаторов», снижающих негативные воздействия совокупного спроса.

Сегодня есть несколько видов автоматических стабилизаторов. К таковым можно отнести:

Фискальная политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов. Эта политика подразделяется на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Целью дискреционной фискальной политики является максимальное приближение равновесного объема производства к уровню объема производства при полной занятости.

Например, выделяют следующие действия правительства (меры дискреционной фискальной политики), когда экономика находится в стадии спада:

1) Снижение налогов при сохранении государственных расходов на прежнем уровне. Снижение налогов может привести к росту чистого дохода населения и предприятий, что вызовет рост совокупных расходов и подъем в экономике.

2) Увеличение государственных расходов при сохранении налогов на прежнем уровне. Рост расходов может привести к росту инвестиций, т.е. к росту национального производства.

Если экономика находится в стадии роста , то для предотвращения более быстрого роста цен, т.е. для замедления темпов экономического роста производства, могут использоваться следующие меры дискреционной фискальной политики:

1) Повышение налогов при сохранении государственных расходов на прежнем уровне, что приведет к снижению совокупного спроса на товары и услуги и к снижению уровня инфляции.

2) Сокращение государственных расходов при сохранении налогов на прежнем уровне. Это вызовет сокращение совокупного спроса на товары и услуги.

Влияние изменения государственных расходов и налогов на равновесный объем ЧНП происходит под действием эффекта мультипликатора.

Рисунок 1 – Влияние изменения совокупных расходов на равновесный ЧНП, кейнисианская модель «расходы-выпуск».

Каждая точка на биссектрисе означает равенство совокупных расходов и созданного ЧНП. Поэтому, пересечение биссектрисы с прямой ЧНП показывает равновесный объем ЧНП. Если совокупные расходы увеличатся за счет роста государственных, например, на 10 млрд. руб., то равновесный объем ЧНП увеличится на гораздо большую величину. Это называют действием эффекта мультипликатор а.

В общем виде мультипликатор определяется как отношение изменения прироста дохода к изменению совокупных расходов или к изменению одного из элементов совокупных расходов .

где ∆ЧНП - изменение реального ЧНП;

∆СР – изменение совокупных расходов.

Изменение совокупных расходов может происходить за счет:

1) ∆С – изменения потребительских расходов;

2) ∆G – изменения государственных расходов;

3) ∆I n – изменения инвестиций;

4) ∆X n - изменения чистого экспорта;

5) ∆Т – изменения налоговых поступлений.

Существует еще один способ определения мультипликатора:

где – предельная склонность к потреблению,

– предельная склонность к сбережению.

Предельная склонность к потреблению показывает, какая часть каждого вновь полученного домохозяйствами располагаемого дохода направляется на потребление . Предельная склонность к потреблению определяется следующим образом:

где ∆С – изменение в потреблении;

∆D – изменение располагаемого домохозяйствами дохода.

Предельная склонность к сбережению показывает, какая часть каждого вновь полученного домохозяйствами располагаемого дохода направляется на сбережение) .Предельная склонность к сбережению определяется следующим образом:

где ∆S – изменение в сбережении.

Поскольку домохозяйства часть своего дохода потребляют, а другую часть направляют на сбережение, то сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению будет равна единице.

Повышение налогов на (10 млрд. руб., например) приведет к сокращению чистого дохода потребителей и предприятий, соответственно к снижению совокупных расходов. В результате, равновесный объем ЧНП сокращается. Подобное изменение также происходит под действием эффекта мультипликатора. Мультипликатор налогов рассчитывается следующим образом:

Необходимые изменения государственных расходов и налогов могут происходить автоматически, что представляет собой недискреционную фискальную политику или встроенный стабилизатор .

Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию уменьшить дефицит государственного бюджета в период спада или увеличить положительное сальдо (профицит) государственного бюджет в период инфляции без принятия специальных шагов со стороны политиков.

Встроенный стабилизатор возникает в результате того, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого дохода, который изменяется пропорционально величине ЧНП.

Рисунок 2 – Встроенная стабильность

Правительственные расходы считаются заданными (утверждаются парламентом на фиксированном уровне). Парламент утверждает не размер налоговых поступлений, а величину налоговых ставок. Налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и уровень ЧНП, которого достигает экономика (линия Т). По мере того кА экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП (ЧНП 2) налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации бюджетного дефицита и созданию бюджетного излишка Избыток налогов характеризует рецесиионый (дефляционный) разрыв .

И наоборот, когда ЧНП снижается (до уровня ЧНП 3), в период спад, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что смягчает экономический спад. Дефицит налогов характеризует инфляционный разрыв (наличие инфляции спроса).

Основными факторами встроенного стабилизатора являются:

1) автоматическое изменение налоговых поступлений;

2) страхование по безработице и прочие трансферты. Потерявшие работу получают пособие, а с момента начала работы платежи прекращаются. Таким образом, система как бы перекачивает денежные средства в экономике.

3) программа помощи сельским производителям (в период падения цен на сельскохозяйственную продукцию правительство выкупает ее излишек, пополняя государственный резерв, которую вновь возвращает на рынок в период нехватки этой продукции);

4) сбережения предприятий и личные сбережения населения. Как правило, предприятия стремятся сохранить уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются. В результате сбережения корпораций (нераспределенная прибыль) действует как встроенный стабилизатор.

Для того, чтобы фискальная политика осуществлялась эффективно, необходимо учитывать фактор времени:

1) Необходимо время для осознания проблемы (о том, что происходит с ВНП в текущем периоде, узнаем лишь по окончании этого периода);

2) Имеют место административные задержки, связанные с обсуждением проблемы в парламенте;

3) Необходимо время для того, чтобы принятые парламентом фискальные меры стали приносить отдачу.

4) Кроме проблемы времени, существуют и политические проблемы. Как правило, правительство имеет пристрастие к стимулирующим мерам, т.е. сокращение налогов и повышение дотаций являются популярным политическим шагом, а снижение государственных расходов может оказаться политически рискованным шагом. Поэтому, даже если сокращение государственных расходов экономически обосновано, то члены парламента не примут такое решение накануне избирательной кампании, дабы не потерять голоса избирателей.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

1. Сущность, меры и виды фискальной политики.

2. Мультипликатор государственных расходов.

3. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Сущность, меры и виды фискальной политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это меры правительства по изменению: государственных расходов, налогообложения, состояния госбюджета, направленные на:

Обеспечение полной занятости,

Равновесия платежного баланса,

Экономический рост,

при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью- преодоление циклического спада экономики посредством: увеличения G, снижения налогов T, или комбинации этих мер.

В более долгосрочной перспективе средства:

Проведение комплексной налоговой реформы,

Оптимизация структуры государственных расходов,

Ограничительная кредитно-денежная политика ЦБ.

Цель- политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция).

Её цель- ограничение циклического подъема экономики.

Средства: снижение G, увеличение налогов T, или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют- снизить инфляцию спроса средства ценой: роста безработицы, спада производства.

В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада AS и развертывания стагфляции, особенно если сокращение G осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Иначе, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в долгосрочной перспективе при использовании мер: снижение G, роста T, приводит к затяжной стагфляции и разрушению экономического потенциала.



Мультипликатор государственных расходов.

∆Y/∆G = 1/1-b

В краткосрочной перспективе мера бюджетно-налоговой политики сопровождается эффектами мультипликаторов: государственных расходов, налогов, сбалансированного бюджета.

b - это пред. скл. к потребления (MPC).

1/1-b –мультипликатор показывает, насколько возрастает равновесный уровень расхода в закрытой экономике в результате роста любого элемента из автономных расходов (a+I+G) на единицу.

Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению MPC.

∆Y = ∆G * Mq

Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то: кривая планируемых расходов сдвигается верх на эту же величину; равновесный объем производства возрастает на величину ∆Y = ∆G * Mq.

b -> MPC -> предельная склонность к потреблению.

С учетом налогообложения дохода Y, изменится вид потребительской функции и соответственно, модель мультипликатора.

С учетом налогообложения Y модель мультипликатора:

C = a + b (1-t) Y -> Y = (1 / 1-b (1-t)) * (a + I + G)

t- предельная налоговая ставка

где (1 / 1-b (1-t)) – мультипликатор расходов в закрытой экономике.

Предельная (налоговая) ставка (t) – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска.

Чем ниже ставки налогооблажения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора. Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

∆Y / ∆T = -b / 1-b

Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y – T возрастет на величину ∆T.

Потребительские расходы при снижении T увеличиваются на ∆T * b, что сдвигает кривую планируемых расходов вверх и увеличивает равновесный объем производства на величину ∆Y = -∆T * b / 1-b,

где ∆Y / ∆T = * -b / 1-b – мультипликатор налогов.

Если предположить, что все налоговые отчисления в госбюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид T = t * Y,

где t – пред. ставка налогов.

В этом случае функция потребления имеет вид:

C = a + b (Y – tY) = a + b (1-t) * Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

m t = -b / 1-b (1-t),

где m t – налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Полная налоговая ф-ия имеет вид:

где t - пред. ставка налогов, Ta- автономные налоги, которые не зависят от величины текущего дохода Y. Например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a + b

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

Y = (1 / (1-b (1-t) + m’)) * (a + I + G + q) – (b / (1-b (1-t) + m’)) * Ta,

где – (b / (1-b (1-t) + m’)) – мультипликатор в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода ∆Y в результате одновременного изменения величины G определяется как:

∆Y = ∆G * (1 / (1-b (1-t) + m’)) - ∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))

Если G и Ta возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает.

В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда = или < единицы.

При этом имеется в виду, что ∆T (все изменения доходов бюджета) = ∆G (все изменения расходов бюджета).

Но, мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков.

Если государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастает на величину

∆Y = ∆G * (1 / (1-b (1-t) +m’))

Если правительство одновременно повысит налоги на ∆Ta = ∆G, то равновесный объем выпуска Y снизится на величину

∆Y = -∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составляет:

∆Y = ∆G / ∆Ta * [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))],

где [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))] < 1.

То есть ∆Y < ∆G = ∆Ta

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения G (m q превышает m t).

Это объясняется тем, что G воздействует на величину Y и величину C (потребления) сильнее, чем изменение налогов, а отсюда и выбор инструментов фискальной политики.

Если цель -> расширение гос. сектора, то для преодоления циклического спада увеличивают G, то для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги.

Если фискальная политика не нацелена на ограничение государственного сектора, то: в фазе циклического спада снижаются налоги, в фазе циклического подъема снижаются гос. расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика- целенаправленное изменение: величины G, величины T, сальдо гос. бюджета. В результате целенаправленных решений правительства, направленных на изменения: уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика- автоматическое изменение: уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Недискреционная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в гос. бюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления = Величина общих налоговых поступлений в бюджет – Сумма выплаченных правительственных трансфертов.

При недискреционной политике бюджетный дефицит и излишек возникает автоматически, в результате встроенных стабилизаторов экономики: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в т.ч. страхование по безработице), система участия в прибылях.

Сущность фискальной политики заключается в мероприятиях правительства по изменению государственных расходов и налогообложения с целью достижения устойчивых темпов нового качества экономического роста в условиях полной занятости и стабильности уровня цен. Инструментами налоговобюджетной политики выступают государственные расходы и налоги. Различают экспансионистскую (стимулирующую) и рестриктивную (сдерживающую) фискальную политику.

Экспансионистская фискальная политика предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект данной политики заключается в преодолении циклического спада производства. Долгосрочный результат может состоять в оживлении инвестиционной активности фирм и устойчивом росте совокупного предложения.

Рестриктивная фискальная политика предполагает сокращение государственных расходов, увеличение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект в рассматриваемом случае состоит в определенной нейтрализации факторов

инфляции со стороны совокупного спроса ценой сокращения занятости и даже возможного спада производства. Долгосрочный результат может состоять в стагфляции, что наиболее отчетливо демонстрирует российская экономика переходного периода.

Государство проводит как дискреционную, так и недискреционную фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами с целью изменения уровня занятости, контроля над инфляцией и ускорения нового качества экономического роста. Теоретическим обоснованием необходимости и возможности дискреционной фискальной политики является кейнсианское положение о том, что товарный рынок может находиться в равновесии в ситуациях, когда доход или выпуск выше либо ниже уровней, соответствующих полной занятости.

Главная задача дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим изменениям совокупного спроса и дохода. Поэтому в обычной ситуации эта политика должна приводить к дефициту государственного бюджета в период спада и к профициту бюджета в период бурного экономического подъема . Основными инструментами дискреционной налогово-бюджетной политики считаются государственные программы капиталовложений, проекты по трудоустройству населения, временные изменения ставок налогообложения.

Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматическое изменение величины правительственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний дохода. Современная налогово-бюджетная система имеет свойство автоматической стабильности, под которой понимается механизм, позволяю-

щий уменьшать амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска без дискреционных решений правительства. В качестве автоматических, или “встроенных стабилизаторов”, обычно выступают прогрессивное налогообложение и система государственных трансфертов, или “отрицательных налогов”.

Недискреционная фискальная политика приводит к автоматическим изменениям государственного бюджета, поскольку на него оказывают влияние изменения государственных трансфертов и налоговых поступлений. Например, в период экономического спада автоматически возникает бюджетный дефицит, поскольку “встроенный стабилизатор” приводит в данном случае к уменьшению налоговых поступлений и росту трансфертных платежей. Следовательно, во время спада производства недискреционная, автоматическая фискальная политика, равно как и дискреционная, всегда экспансионистская.

В период экономического подъема автоматически возникает бюджетный профицит, что обусловлено недискреционным ростом налоговых поступлений при одновременном сокращении трансфертных платежей. Это значит, что во время роста выпуска недискреционная, автоматическая фискальная политика, равно как и дискреционная, является рестриктивной. В то же время “встроенные стабилизаторы”, в отличие от дискреционных фискальных мер, представляют собой быстродействующие механизмы экономической политики, поскольку “включаются” без непосредственного специального вмешательства органов законодательной власти.

В действительности бывает непросто оценить влияние отдельно дискреционных и недискреционных фискальных мер на экономическую динамику. Поэтому иногда бывает так, что дискреционная политика может привести к “провалу” государства и ухудшению экономической ситуации, а отсутствие чрезмерного государственного вмешательства в экономику, напротив, обеспечит макроэкономическую стабильность. Отсюда возникает проблема оценки результатов фискальной политики. Для этого обычно используют состояние государственного бюджета, которое и позволит определить конкретный вариант фискальной политики.

Рассмотрим связь государственного бюджета с дискреционной и недискреционной фискальной политикой. При этом очевидно, что фактический бюджет (баланс, профицит или дефицит) формируется в результате действия как дискреционных, так и автоматических налогово-бюджетных механизмов. Если исследовать только ситуацию бюджетного дефицита, то можно утверждать, что фактический дефицит равен сумме недискреционного и дискреционного дефицитов.

Для исчисления дискреционного, или структурного дефицита, используется показатель бюджета полной занятости или структурного бюджета, показывающего, каков был бы бюджетный дефицит, если бы экономика функционировала при полной занятости в течение года. То есть дискреционный дефицит есть дефицит бюджета в условиях полной занятости ресурсов и достижения экономикой потенциального объема выпуска. Исчислить дискреционный дефицит достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается точно определить уровень полной занятости и потенциального объема выпуска. Зная величины фактического и дискреционного дефицитов, нетрудно исчислить объем не дискреционного, или автоматического, циклического дефицита, равного разности между фактическим и дискреционным дефицитом.

  • Бюджетный дефицит - это ситуация, когда расходы государствапревышают его доходы. Бюджетный профицит, или излишек, возникаетв том случае, если суммарные налоговые поступления и другие доходыгосударства в течение года превышают его расходы. Бюджетный баланснаступает в том случае, если в течение определенного периода доходы ирасходы государства равны.