Фото: Чекуши. Мой Питер


Существует легенда о находящемся здесь зеркале. Этот предмет интерьера с середины XVI века якобы висел в одном из венецианских палаццо, где хранился прах самого графа Дракулы. При оформлении гостиной зеркало было заказано Брусницыным и доставлено в особняк. Все, кто в него смотрели, говорили о странном ощущении. Впоследствии с ними происходили разные неприятности. После несчастного случая с дочерью фабриканта зеркало спрятали в кладовой. После революции оно оказалось в ДК имени Кирова, а позже возвращено в особняк, повешено в кабинете заместителя директора. Через некоторое время заместитель директора бесследно исчез, а кабинет заколотили


Завод Брусницыных возник не на пустом месте. Еще в конце XVIII века угловой участок по жребию достался вдове купца Иоганна Фишера - Анне Екатерине Фишер для устройства здесь кожевенного производства. По Кожевенной линии находился каменный дом с жилыми помещениями и конторой. В нем после покупки и поселился с семьей Николай Макеевич Брусницын.

К этому времени Чекуши стали крупным фабрично-заводким районом Петербурга.

К 1852 году здесь было девять частных кожевенных заводов.
Во второй половине XIX века на своих участках Брусницыны начали активные строительные работы, которые продолжались и после смерти основателя завода старшим сыном Николаем Николаевичем Брусницыным, потомственным почетным гражданином, действенным статским советником, мануфактур-советником. При нем завод стал крупнейшим кожевенным предприятием столицы.

В это же время были построены краснокирпичные производственные корпуса завода, сохранившиеся до сих пор. А каменный дом по желанию владельцев был совершенно перестроен в замечательный двухэтажный особняк с парадной мраморной лестницей, мраморными каминами в парадных залах второго этажа, с деревянной резной отделкой и росписями. Переделкой особняка занимался арх.А.И.Ковшаров.

За особняком находился большой сад. Со стороны сада Ковшаров пристроил оранжерею, в которой находился зимний сад. Остекленную двухэтажную оранжерею и сейчас можно видеть на Косой линии, в ней снимались некоторые эпизоды "Последней сказки Риты" Ренаты Летвиновой

Конечно, кожевенное производство было достаточно вредным. По этой причине его и вынесли на юго-западную оконечность Васильевского острова в XVIII века, и по этой же причине его совсем вывели отсюда за пределы горда в конце ХХ века. В настоящее время старные производственные здания и особняк будут перепрофилированы под новые функции. Новая жизнь старых зданий - следующая страница этого своеобразного уголка Васильевского острова.

Какое-то время ходили слухи о сносе зданий завода и стройке на его месте участка Западного Скоростного Диаметра, но он скорее всегда будет проходить неподалеку, а здания сохранят и
реконструируют под бизнес центры.

Чекуши стоят рядом с Галерной Гаванью, примыкая к Неве. Если с Большого проспекта вы повернёте налево, по Кожевенной линии, то придёте в Чекуши. Местоположение Чекуш чрезвычайно живописно: прямо - Нева, а правее - взморье. Когда иностранное судно из Финскаго залива вступает в устье Невы, то оно проходит мимо Чекуш, славящихся своим кожевенным производством.
Первое впечатление о Петербурге, когда к нему подъезжаешь морем, это именно - запах кожи... В Чекушах сосредоточено до 10 кожевенных заводов. Заводския трубы торчат там и сям над неуклюжими каменными зданиями. На этих заводах обрабатывают всю кожу с крупнаго убойнаго скота, который убивается в Петербурге. Выделывают подошвенный товар, так называемое «мостовьё».
Годовое производство кож в Чекушах простирается до 200,000 штук. Кроме того, сюда-же из Америки привозят ежегодно 30,000 кож, которыя идут в Петербург на кораблях морем, до 10,000 кож на каждом корабле.
В Чекушах находится самый огромный кожевенный завод в России, г. Брусницына. После пожара, он отстроен заново, со всеми новейшими приспособлениями по кожевенному производству. На заводе г. Брусницына выделывается в 1 год 80,000 кож от черкасских быков и 30,000 кож от американских быков. Кожевенное производство - очень грязная работа. В Чекушах - постоянное зловоние: это своего рода - «петрушкинский запах» нашей северной столицы. Когда с моря дуют ветры, то запах кожи уносится далеко, в самый город.
Если читатель спросить, почему Чекуши с их кожевенными заводами занимают место не по чину, так сказать, у самаго «окна в Европу», то ответ простой. В прежнее время, по ту сторону Невы, на Гутуевском острове, были городския скотобойни. И потому весьма естественно, что кожевенные заводы были устроены по соседству, со скотобойнями, т.-е. в Чекушах. - Но со временем, городския скотобойни были перенесены на новое место, на Забалканский проспект, и Чекуши осиротели. Но оне упорно продолжают выделывать кожи и вместе с тем распространять «петрушкинский запах» на весь Петербург... Ежедневно с городских скотобоен бычачьи кожи, ещё теплыя, привозят на кожевенныя заводы. Кожа покупается по 4 руб. за пуд весом. Черкасский бык даёт кожу в 2 пуда весом. Прибыв на завод, кожа прежде всего обмывается от навоза и грязи, затем её «мяздрят», т.-е. оскабливают жир с внутренней стороны - большими ножами, для чего её разстилают на особые полукруглые столы, в виде колоды. После этого кожа обильно натирается солью, и в таком виде сворачивается в пакет, в виде сложённой салфетки, мяздрою (клетчаткой) внутрь, а волосом наружу. Пакеты складываются друг на друга в кубическия кучи, штампами, в которых остаются 15 дней. При этом говорят кожевенники «соль выгоняет волос», т.-е. наступает процесс разложения, благодаря которому, волос начинает выпадать. Тогда кожи разстилаются и тупыми скребками очищаются от волоса. Затем в огромные чаны, врытые в землю, наливают отвар ивовой корки с небольшою примесью ржаной муки - и погружают сюда кожи, наслаивая их рядами. В каждый чан умещается 40 - 50 кож, которыя преют впродолжении 8-12 месяцев. Этот процесс называется дублением. Каждый кожевенный завод имеет по нескольку сот чанов, которые тянутся друг за другом сплошными рядами. Всего же в Чекушах насчитывается по крайней мере 5000 дубильных чанов, в коих из года в год преет кожа: одну партию кож вынут, на смену им кладутся другия. Вот причина, почему в Чекушах стоит всегда свой специфический аромат... По окончании дубления, кожа просушивается: зимою - в сушильнях, а летом - на открытом воздухе, на чердаках. Летом все заводские чердаки заняты развешенными на них десятками и сотнями тысяч кож. Ветер свободно гуляет по чердакам.
Просохнувшия кожи разстилаются на столах и большими катками, в 25 пудов весом, выглаживаются рабочими. Двое рабочих, держась за ручку, катают взад и вперёд медленно каток. В день они успевают выгладить около 100 воловьих кож. После глажения, «мостовьё» готово и поступает на рынок. Во дворе каждаго кожевеннаго завода запасены целыя горы ивовой коры, которую доставляют сюда пригородные чухны.
Где бы вы ни были в Чекушах, по какой бы улице вы ни ехали, вас повсюду преследует запах дублёной кожи, вместе с запахом ивовой коры... Мало того, вам кажется, что вы сами, и ваша одежда так пропитались запахом дублёной кожи, что вы долго не забудете о Чекушах.
Кроме кожевенных заводов, в Чекушах находится Балтийский завод, где строятся океанские военные крейсеры для русскаго флота. Когда океанское чудовище стоит в доке, то оно возвышается над соседними зданиями, точно великан среди пигмеев. Сотни рабочих, облепив со всех сторон строющееся судно, постукивают по всей окрестности. В октябре месяце 1892 года, на Балтийском заводе спущен самый колоссальный крейсер русскаго флота - «Рюрик», который был заложен в 1890 г. Длина крейсера «Рюрик» 426 футов, ширина 67 футов, глубина 25 футов, водоизмещение 10,933 тонн; стоимость его 6,000,000 рублей. Спуск каждаго новаго крейсера в невския воды всегда представляет собою военно-морское торжество...

Сегодня особняк Брусницыных нуждается в серьезной реставрации. Это архитектурный памятник федерального значения, который из-за пренебрежения властей разрушается. Вокруг расположены корпуса заводов, между которых блекло мелькает его фасад.

Характеристика

Особняк купцов Брусницыных - это место, о котором бродят легенды, граничащие с мистикой. Здешние интерьеры поражают своей красотой. Однако здание находится на пороге разрушения из-за заброшенности. Никак не могут найти деньги на реставрационные работы, арендаторы часто сменяются.

Здесь проводятся фотосессии для реклам, съемки фильмов и клипов, что также сказывается не самым благоприятным образом на обстановке. Можно прийти сюда в составе экскурсионной группы. Запрещается прикасаться к элементам интерьера из-за их хрупкости. К счастью, богатое убранство в большей мере осталось целым. Кое-где работает отопление и электричество.

Экскурсия в особняк Брусницыных - это отличный способ посмотреть на художественный декор местных помещений. Если сейчас здание так красиво, сложно представить, каким же оно было в свой расцвет. Вы будто перемещаетесь в прошлое, чтобы стать его непосредственной частью, оказываетесь в той эпохи. Ввиду обветшания дома нужно ловить возможность посмотреть на это великолепие, ведь кто знает, сколько еще все будет оставаться в таком же состоянии.

Исторические данные

Особняк Брусницыных построили в 1770 годы на стыке линий Кожевенной и Косой. Это было здание из камня, фасад которого смотрел на побережье. В 1780-м Екатерина II издала указ, в соответствии с которым здесь построили заводы для обработки кожи. В 1787-м строение значительно изменилось из-за того, сюда поместили заводскую контору. Также здесь были комнаты жилого типа.

В 1844-м это строение купил Н.М. Брусницын. Три года спустя начал работать и завод. В 1857-м старый дом дополнили пристройкой на западной стороне. В 1860-х были расширены проемы окон на первом этаже. Совершили отделку фасадов на лицевой части. В 1864-м построили новые элементы архитектурной композиции на западе.

В 1868 году право собственности на особняк Брусницыных было у обоих супругов. В 1882-м он переходит к их наследникам. Три брата занялись перестройкой объекта спустя два года. Свои архитектурные идеи воплощал А. И. Ковшаров. Второй этаж увеличили, соорудили пристройку, где разместили лестницу для парадного входа. Также появилась прекрасная оранжерея. Интерьер дома поменялся в корне, но от этого он стал только лучше.

Месторасположение

Особняк Брусницыных, адрес которого дом 27, похож на букву «Ш», если смотреть на план. Такая форма обусловлена наличием собственного крыла у каждого из братьев.

Архитекторы характеризуют стиль данного дома как эклектику. Ковшаров работал здесь с 1884 по 1886 гг. То, что это шикарное здание расположили в зоне, где в основном все процессы нацелены на развитие промышленности, кажется многим странным. Тут бывал неприятный запах и даже ядовитые испарения, которые почему-то не смущали купцов. Или контроль за заводом казался им более важным.

Вид с улицы

Особняк Брусницыных (СПб) внешне украшен фризом, на котором имеются живописные гирлянды. Если смотреть выше, можно увидеть, как сильно выступает карниз, на котором размещены дентикулы. Над лестницей расположен фронтон.

Фасад справа украшен эркерами в форме полукруга. Заходя во внутренний дворик, вы увидите место, на котором ранее произрастал шикарный сад, от него ныне остались деревья, сараи и пристройки. Когда-то весь комплекс представлял собой прекрасную усадьбу, где был особняк и огороды, постройки для производственных и складских целей.

Воистину впечатляющим зрелищем был особняк Брусницыных. Фото с его прошлым обликом еще сохранились, так что небольшой шанс убедиться в этом воочию всё же есть.

Парадный вход был заколочен после революции 1917 года. Убрали вензеля, на которых был семейный знак бывших владельцев. На освободившемся месте поместили молот и серп - символику коммунистов. Кроме фасада, этот символ можно увидеть еще и на люстре в зале для танцев.

Право собственности на особняк Брусницыных перешло к А. Радищеву - владельцу еще одного завода по обработке кожи. Здесь заседало управление и работники лабораторий. Совсем недавно убрали столы, на которых проводили анализы кожи с помощью специальных приборов.

В 1920-х годах осуществили перемещение местной оранжереи в здание Ботанического сада. В период с 1925-го по 1930-й там, где ранее был проезд, расположили проходную с вестибюлем. В помещении главной лестницы появились перекрытия из дерева, заложена часть дверей. В 1993 году над оранжереей устроено покрытие из металла. Также был произведен ремонт в Белом зале и столовой.

Недавно имелась задумка, в соответствии с ней корпуса завода, с которыми соседствует особняк Брусницыных (Санкт-Петербург), планировали реконструировать таким образом, чтобы на этой территории могла разместиться гостиница. Из неё будет открываться вид на морское побережье. Однако денег для осуществления данной операции нужно слишком много, и очень немногие инвесторы согласятся что-то строить в промышленном глухом районе.

Потери

В центре постройки находились помещения парадного типа, в остальных частях были жилые комнаты владельцев и их родных. Главный вход находится на востоке. Придя сюда, можно ознакомиться с анфиладной планировкой. Здесь уцелело много интересных и впечатляющих деталей.

Во времена Советской власти в комнатах организовывали работу цехов, так что некоторые элементы роскоши все-таки пропали. Краска потрескалась, лепнина кое-где ободрана, а Конечно, печально видеть, что особняк братьев Брусницыных доживает свои дни. Утрачено большое количество скульптур и комодов, ковров, и прочих элементов роскоши. Однако на люстры и камины до сих пор можно поглядеть.

Изящество и утонченность

Пройдя в прохожую, можно попасть в помещения второго этажа, одним из которых является купеческая парадная столовая, чей стиль оформления более всего походит на поздний ренессанс.

Ценность покоев поместья в том, что здесь есть подлинное убранство, например, потолок, оформленный лепниной. Его покрасили под дерево, чтобы он лучше гармонировал с панелями на стенах и дверью. Можно лицезреть красивую огромную люстру из бронзы и настенные бра. Их устанавливали еще основатели, применяя впоследствии свечи. Отдельного внимания заслуживает буфет, изготовленный из резного дерева. Каждая панель на стенах была изготовлена вручную. За одной из них была создана тайная дверца, через которую можно было попасть в комнату для бильярда.

На дверях расположена голова барана и изящный орнамент. Это животное здесь не случайно, ведь оно олицетворяло божество торговли. Обои и пол - это уже плоды современности. Раньше стены были обтянуты кожей небольшой плотности. Вот уж точно сразу понятно, какой по соседству завод. Проемы дверей и окон отделаны деревом темного цвета. Из столовой нельзя выглянуть на улицу, поскольку стекла с гравировкой обращены на оранжерею.

Шикарный декор

В этом помещении, как и в других, не сохранилось мебели, которая была здесь изначально. Когда-то тут стоял стол из дуба и 60 стульев, обитых кожей. Здесь трапезничала семья купцов, их коллеги по работе и друзья.

Далее можно проследовать в зал для танцев, чьи стены выкрашены в белый цвет. Здесь работает освещение, благодаря чему лучше видно красивую лепку с золотыми элементами. Это помещение оформили по образцам зданий, в которых жил Людовик XV. Можно разглядеть большое количество причудливых узоров. Есть орнаменты, изображающие растительность, музыкальные инструменты, венки, панно в виде цветов, сказочных персонажей. Композиция гармонична и выглядит утонченно.

Ее дополняют пилястры и капиели с лирами. остались цельными. Стекла у них плотные. Подоконники изготовлены из мрамора. На люстре висят подвески из хрусталя. Сама она сделана из бронзы, ее переделывали во время правления Советской власти. Тут тоже фигурирует молот с серпом.

В сохранности остался камин из мрамора, один из лучших в Петербурге. Он украшен живописными скульптурами амуров. В прошлом веке применение Белого зала было схоже с обычными актовыми залами. Здесь проводили собрания и праздники. У камина стоят красивые тумбы, которые из цветочных ваз превратились в подсветительные подставки под изваяниями Сталина и Ленина.

Мистика в стенах поместья

Это место ценно тем, что вы будто перемещаетесь назад в прошлое, попадая в особняк Брусницыных. Зеркало здесь сохранилось еще со времен управления основателей. Подойдя к нему, вы увидите потолок и шикарную люстру.

О более древнем предмете, что висел на этом месте, есть особая легенда, в которой говорится, что он приносил несчастья владельцам. Его заказали в Италии, когда особняк еще только строился. Согласно истории, вещь висела у в усыпальнице, что была в Венеции. Считалось, что человек переживает необычные чувства, глядя в зеркальную гладь.

Когда начали происходить необъяснимые беды, данный экспонат убрали на хранение в кладовую. После революции он исчез. Хотя есть версии, согласно которым данная легенда - просто вымысел, притягивающий сюда повышенное внимание туристов. Такие детали постоянно привлекают новых посетителей в особняк Брусницыных. Как попасть самостоятельно в этот загадочный мир прошлого? Говорят, что это чрезвычайно тяжело и куда проще нанять экскурсовода или придти сюда для съемки фотосессии.

Кальянная

Возле Белого зала есть курительная, где хорошо сохранился декор. Данное помещение считается одним из самых ценных. Эту кальяную оформляли с оглядкой на мавританский восточный стиль. Вы будто попадаете в сказку про Шахерезаду. Здесь красивый купол, который украшает позолоченная лепка из гипса, разукрашенная яркими красками.

Имеется красиво расписанная люстра. Из-за того что предмет освещения отражается в зеркале, которое уже утратило свою цельность и разделено на отдельные фрагменты, помещение кажется больше, чем есть на самом деле. На стенах написано «Слава Аллаху» утонченной вязью. Кроме кальяна, здесь были диваны, подушки и ковры. Покрытие на полу делали в нашу бытность.

Главный проход

Отсюда можно попасть на парадную что идет от парадного входа, что сейчас заколочен. Здесь были перекрытия из дерева, благодаря чему облик данного места удалось сохранить в первозданной форме.

Защиту сняли, когда нужно было подготовить это место к съемкам фильма. С тех пор оно открыто для взоров гостей особняка. Здесь нет электрического освещения, но дневной свет попадает сюда довольно хорошо. Бродить здесь можно очень долго, натыкаясь на все новые восхитительные детали. Стоит хотя бы единожды осуществить такой визит, чтобы почувствовать себя частичкой ушедшего времени, стать его гостем хотя бы на недолгий миг.

Кожевенная линия Васильевского острова в Петербурге - не очень популярное место у туристов. Да и те петербуржцы, которые не живут рядом и не работают тут, редко бывают в этом районе. Этот заводской квартал на Юго-Западе Васильевского острова носит историческое название Чекуши, которое произошло от колотушек, используемых для разбивания слежавшейся муки, долго хранившейся на складах. По крайней мере, это самая популярная версия названия. Как я уже сказала, район этот наполнен заводами и складами, в частности, сейчас большую территорию района занимает Балтийский завод, одно из крупнейших судостроительных предприятий Петербурга. Казалось бы, не самое интересное место для экскурсий. Однако и этот район хранит в себе несколько жемчужин. Одной из них точно является особняк Брусницыных.

Вид на Кожевенную линию: слева бывший кожевенный завод, справа особняк.

Косая линия района Чекуш - территория Балтийского завода слева, здание бывшей богадельни семьи Брусницыных справа.

История семьи Брусницыных интересна, хотя и не сильно длинна. Отец семейства Николай Матвеевич Брусницын в первой половине 19 века приехал в Петербург из Тверской губернии. Будучи необразованным крестьянином и начав свое дело с небольшой кожевенной мастерской, он со временем стал владельцем огромного завода на 600 рабочих мест. А также Брусницын стал и купцом первой гильдии.

Кожевенный завод, принадлежащий Николаю Матвеевичу, был оборудован по последнему слову техники того времени. Купцами второй и первой гильдии стали и трое сыновей Брусницына. Кроме участка на Кожевенной линии, семье принадлежала территория и на Косой линии, где ими был построен дом, в котором располагалось общежитие для рабочих завода и богадельня, которую они полностью содержали. Построили это здание сыновья после смерти родителей в 90-е годы XIX века и в память о них: Дом призрения для малолетних детей-сирот имени Николая и Елены Брусницыных. Сейчас в этом доме на Косой линии размещается Государственная Морская академия им. адмирала С. О. Макарова.

Архитектором здания был Павел Юльевич Сюзор. Он же через восемь лет возведет знаменитый Дом компании «Зингер» на Невском проспекте. На третьем этаже центральной части здания размещалась домовая церковь с хорами. В росписи этой церкви принимали участие художник Николай Андреевич Кошелев (роспись главного купола московского храма Христа Спасителя - тоже его работа) и известный тогда мозаист Михаил Иванович Зощенко (отец писателя Михаила Зощенко).

Брусницыны были очень богатыми людьми для своего времени, и денег на рабочих своего завода и содержание богадельни они не жалели. Перед 1917-м годом в приюте на полном содержании находились более 100 детей и более 50 стариков.

А мы можем любоваться красивым зданием, оставленным городу в наследство.

Однако вернемся к самому особняку, где жила семья. До постройки современного здания на этом месте стояло какое-то другое, которое и приобрел в свое время глава семьи вместе с участком, но особых сведений о той постройке не сохранилось. В 1857 году по проекту архитектора А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили "объём в три оси".

Основные улучшения особняка сделали уже братья после смерти отца в 1882 году. Этим занимался архитектор Ковшаров. Здание окончательно приобрело форму буквы Ш, нижняя перекладина которого обращена на Кожевенную линию, а короткие "ножки" уходят в сад за домом. В центральной части располагались общие помещения, во флигелях - спальни и личные покои.

Со стороны Кожевенной линии сохранилась оригинальная дверь - это парадный вход в дом, за ним расположена красивая лестница. Дверь эта сейчас заколочена, и войти через нее нельзя.

Фото можно увеличить щелчком мыши

Над входом располагался вензель семьи, в советское время сбитый и замененный серпом и молотом. В советское время в здании находилось управление завода Радищева, в который и превратился Кожевенный завод семьи Брусницыных.

Здание, честно говоря, находится в ужасном состоянии. Удивительно, что сохранилось хоть что-то. Сейчас оно практически не используется, завод не работает, в здание водят экскурсии и сдают его для фотосессий.
Проход в здание через обычную заводскую проходную. Миновав вполне типичные для советских учреждений коридоры, поднимаемся на второй этаж и оказываемся в парадной столовой особняка.

Почти все убранство комнаты - подлинное. Большие стеллажи, правда, изначально располагались не здесь, они перенесены из каких-то подсобных помещений.

Потрясающе выглядит потолок, который на самом деле не резной деревянный, а выполненный лепниной, раскрашенной под дерево. Впрочем, весь особняк оформлен именно так - раскрашенная под тот или иной материал лепнина.

Интернет упорно утверждает, что большая люстра в этом зале не работает, но в мое посещение работала. Означает ли это, что какие-то работы по восстановлению особняка начались, я не знаю, но хотелось бы верить.

Тут же стоит прекрасно сохранившийся резной буфет:

Другой мебели, в том числе роскошного обеденного стола, не сохранилось. Сбоку от буфета можно видеть небольшую потайную дверь, на фото она открыта, которая ведет из столовой в бильярдную.

Из столовой мы попадаем в Белый зал. Это бальный зал, для танцев, его окна выходят на улицу.

Потолок в этом зале тоже украшен богатой лепниной. Раньше была и позолота, но от нее ничего не осталось. В советское время это все просто закрашивалось слоями краски.

Если говорить о стиле, в котором оформлен зал, да и весь дом, то официального названия он не имеет, неофициально называется "купеческим", а по простому: чем богаче, тем и лучше:)

Великолепную люстру в советское время "украсили" изображениями серпа и молота:)

К счастью, сохранился прекрасный мраморный камин.

Амурчики в оформлении камина.

Нельзя не упомянуть знаменитую легенду о зеркале Брусницыных. Она рассказывает нам о том, что во время строительства Брусницын для гостиной своего шикарного дома заказал в Италии старинное зеркало, до этого якобы висевшее в усыпальнице графа Дракулы. Смотревшие в это зеркало люди испытывали странные ощущения. С самим семейством стали происходить необъяснимые явления: от ухудшения самочувствия до несчастных случаев, после одного из которых зеркало запрятали в кладовую. Так что на фото точно не оно:)

Рядом с Белым залом расположена великолепная курительная комната.

Комната оформлена в восточном стиле, и все это тоже раскрашенный гипс. Над входом надпись на арабском (что-то религиозное, кажется, "Слава Аллаху"), однако это всего лишь стилизация - конечно, купцы не были мусульманами. Напольное покрытие - современное.

Как раз рядом с курительной комнатой находится та парадная лестница, которая расположена у главного входа в особняк.

В советское время над лестницей был сделан настил, перекрытие, тут находился какой-то из отделов правления, стояли столы, работали люди, зато под настилом лестница прекрасно сохранилась.

Наверху лестницы расположено окно в зимний сад:

Рядом в эркере располагалось место для ожидания гостей, стояли удобные кресла, ожидающим был предоставлен полный комфорт.

Зимний сад был великолепен и тоже оборудован по последнему слову техники. В нем росли даже плодовые деревья. После революции все растения были переданы в Ботанический сад. Окна Зимнего сада выходят в обычный сад за особняком, зимой можно было наслаждаться контрастом зелени и снега.

Это вид на оранжерею со стороны Косой линии, через забор виден купол.

Еще одна сохранившаяся парадная комната - гостиная. Она интересна особенно тем, что здесь уцелели подлинные шелковые обои.

И сохранилась подлинная люстра. В советское время, конечно, в этом кабинете обитало начальство:)

Осталось показать ту самую бильярдную, вход в которую через потайную дверь в столовой. Конечно, это не единственный вход туда, можно пройти и из гостиной. Основа комнаты - бильярдный стол - утрачен, но сохранилось основное убранство, в том числе диванчики с подлинной обивкой, садиться на них не рекомендуется, ощущение, что набиты они исключительно пылью.

Вот такое интересное здание существует вдали от привычных туристических троп, прекрасный образец купеческого быта.

Что стало с Брусницыными после революции? Два брата эмигрировали, один остался в Петербурге, был арестован, выпущен и закончил свою жизнь в нищете, проживая в коммунальной квартире своей бывшей прислуги. Говорят, недаво приезжали потомки тех Брусницыных, которые эмигрировали во Францию.

Фотографии

виктор юльев

В начале лета основатели команды Tekstil Music Петр Ульянов, Артур Катаев и Денис Шубин открыли на Кожевенной линии Васильевского острова культурное пространство DOT - 2 тысячи квадратных метров на крыше бывшей кожевенной фабрики 1893 года постройки. За несколько месяцев в исторический городской квартал Чекуши вдохнули новую жизнь: рейвы и концерты с видом на Финский залив и новый вантовый мост здесь соседствуют с дизайнерским лофтом и особняком XIX века, который уже скоро станет центром притяжения официальных экскурсий. The Village побывал на Кожевенной линии, узнал, что там происходит сейчас и что будет происходить дальше.

Особняк Брусницыных

Кожевенная линия находится недалеко от Морского вокзала. С XVIII века здесь развивались кожевенные производства, а в советское время располагался Кожевенный завод имени А. Н. Радищева. Упадок промзоны, по воспоминаниям очевидцев, начался во второй половине 90-х. Сейчас в исторических зданиях на Кожевенной линии доминируют авторемонтные мастерские.

С шиномонтажом и автомойкой диссонирует историческая и архитектурная доминанта местности - особняк купцов Брусницыных (Кожевенная линия, 27), построенный в 1884 году. Обычно он закрыт для посторонних и давно привлекал краеведов-энтузиастов своей заброшенностью и сохранившимися подлинными интерьерами. Но уже в эту субботу, 24 сентября, в особняке пройдет первая бесплатная экскурсия в рамках проекта «Открытый город», организованного Смольным и Всероссийским обществом охраны памятников.

В программе: столовая, оформленная в стиле позднего ренессанса, с впечатляющей лепниной и резным деревянным буфетом, танцевальный зал в стиле Людовика XV с мраморным камином, кальянная комната в мавританском стиле с уникальной люстрой, гостиная, стены которой обтянуты шелком столетней давности, бильярдный зал и оранжерея.

Проект «Открытый город» долгосрочный, так что официальные экскурсии в особняк будут теперь регулярными.

Летний проект

Через дорогу от особняка Брусницыных находится пространство дизайна InterLoft , созданное командой Freedom Team. Директор компании Дмитрий Тимуршин несколько лет искал субарендатора для крыши лофта. Tekstil Music же сначала всерьез рассматривали другую площадку - фабрику « » на Петроградской стороне. Хотели провести там двухдневный фестиваль, однако не встретили заинтересованность со стороны собственника. Так и сложилась история с Кожевенной линией: то, что задумывалось как фестиваль, переросло в полноценный летний проект.

«Все друзья и знакомые говорили: „Вы с ума сошли, сюда никто не поедет!“ Мол, это утопия - создавать летний проект при такой петербургской погоде и такой транспортной доступности острова. Но по итогам летнего сезона можем сказать, что решение открыться здесь было правильным», - рассказывает Петр Ульянов.

Самой трудозатратной оказалась инженерная составляющая - электро- и водоснабжение. А также расчистка от мусора: Артур Катаев говорит, что вывезли не одну тонну. Сейчас на самой крыше ничто о запустении не напоминает. Здесь выстроили две полусферы, одну из которых, крытую, используют как бар. «Мы два года подряд на „Казантипе“ участвовали в организации площадки Bubble Bar, архитектурный комплекс которого состоял из этих сфер, - рассказывает Артур. - Нам так нравится эта форма, что решили создать нечто подобное и в DOT. Приобрели доски, нарезали и собрали своими руками». Из других арт-объектов - причудливые формы из гипса от «Анатомического театра культуры»: скульптуры видит каждый, кто поднимается по сумрачной лестнице наверх. На самой крыше также функционирует фуд-корт, куда можно прийти в рабочий полдник и заказать веганскую пиццу «Береза и базилик ».

Помимо резидентов InterLoft, в здании работают другие арендаторы (например, как напоминание о былых временах 24 часа в сутки функционирует маленькое производство по выделке кожи и изготовлению одежды). Петр Ульянов вспоминает, что поначалу к новичкам отнеслись не очень дружелюбно: «Первый месяц было тяжело сотрудничать с арендаторами смежных помещений: здесь тишина, ничего не происходило. Внезапно появились мы и встряхнули этот покой. Но сейчас все привыкли, появились система и регламент».

Музыка

Впрочем, говорят основатели DOT, не со всеми соседями у них совпадают музыкальные вкусы. В окне соседнего здания висит плакат с надписью: «Поставьте что-нибудь другое».

На самом деле музыкальная программа DOT вполне разнообразна: от брейкбита и драм-н-бейса до «Пост-феста» - рок-события от группы «Психея». Самым же аншлаговым оказался концерт хип-хоп-исполнителя Ассаи. Однажды приютили заключительную часть фестиваля , который проводила дружественная команда , - по требованию городской администрации событие на Петровской косе свернули и за три часа перебазировали на Васильевский остров.

Музыкой в пространстве DOT ограничиваться не стали: на крыше бывшего завода проходили групповые занятия по йоге, инженерный театр АХЕ ставил «Пену дней», были соревнования по стритболу, а пару недель назад здесь отпраздновали День Василеостровского района.

В итоге за летний сезон в DOT побывало больше 10 тысяч человек, в основном люди старше 21 года. Пробовали проводить мероприятия для более молодой публики, но одна из таких вечеринок закончилась изрисованными в округе стенами, чего совсем не поняли другие арендаторы на Кожевенной линии.