Признано считать что первым территориальным государством был Египет. Он образовался примерно 3 тыс. лет назад.Египет стал первым в мире территориальным государством со строгими границами, организованной религией, централизованной администрацией и интенсивным сельским хозяйством. Он продержался несколько тысяч лет и установил стандарты государственного управления, которые не утратили актуальности по сей день.На ряду с Египтом одними из первых государств были Шумеры, в исторической области Южной Месопотамии (южная часть современного Ирака). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Так же не стоит забывать о первом государстве на территории Ирана - Элам - возникло в 3300 году до н.э. Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся.
К первым государствам относятся государства в Индии (в долинах рек Инд и Ганг) и в Китае (на берегах реки Хуанхэ). В Европе в 1-м тысячелетии до новой эры самыми большими были древнегреческие государства - Афины и Спарта. А в 8-м веке до новой эры был основан город Рим, ставший центром Римского государства.
Римское государство просуществовало свыше тысячи лет. Из всех древних стран оно было самым обширным: в него вошла не только Греция, но и многие страны Востока. Это было государство рабовладельцев. За захват рабов и земель в течение всей своей истории Римское государство вело длительные и кровопролитные войны. Сначала Рим был республикой. Позднее, после того как в разных её концах поднялись восстания рабов, самым большим из которых было восстание под предводительством Спартака, богачи-рабовладельцы установили монархию (в переводе с греческого «монархия» означает «единовластие»). Вся власть в государстве стала принадлежать императорам, которые правили единолично.
Древний Рим тоже внёс важный вклад в общечеловеческую культуру. Римляне возводили великолепные сооружения: цирки и храмы, бани и дворцы, мосты и водопроводы. Произведения римских поэтов, писателей, историков переведены на языки других народов. От латинского языка, на котором говорили римляне, произошли многие европейские языки: итальянский, испанский, французский и другие.
Постепенно восстания рабов, выступавших против своих господ, расшатывали изнутри Римское государство. Ослаблял его и натиск внешних врагов. Римская империя перестала существовать, разрушенная и завоёванная народами, появившимися в истории около полутора тысяч лет назад.
P.S тут можно посмотреть в хронологической последовательности историю мира и процес создания государства от самого первого и аж до наших дней - https://www.youtube.com/watch?v=ymI5Uv5cGU4
Для ответа на вопрос нужно определиться с тем, что мы подразумеваем под государством. Существует классический подход, согласно которому для признания некого общественно-территориального образования государством необходимо, чтобы оно имело собственную территорию, население и суверенитет (то есть власть, верховную относительно любой другой власти в обществе и независимую в отношениях с подобными образованиями). Кроме того, государство должно иметь собственный аппарат управления - систему органов и/или должностных лиц, которые имеют властные полномочия.
Наличествующий исторический материал позволяет определить, что первые образования, соответствующие всем указанным требованиям, появились и развились в IV - III тысячелетии в междуречье рек Тигр и Евфрат (Ближний Восток). Процесс их появления можно проиллюстрировать с помощью ирригационной и марксистской теорий возникновения государства. Сухой климат Месопотамии привел к необходимости искусственного орошения земель. Создание сложных ирригационных сооружений требовало централизованного управления. Вероятно, уже 5-6 тысяч лет назад у тамошнего населения наблюдалась высокая степень социального и имущественного расслоения, что привело к возникновению группы людей, которые не были заняты в материальном производстве, а выполняли исключительно управленческие функции. Именно так в обществе древних шумеров возник примитивный государственный аппарат.
О самом первом на планете государстве мы знаем немногое. Но именно оно дало толчок развитию других цивилизаций.
Знаете ли вы, какое государство было самым первым? TravelAsk расскажет вам о нем подробно.
Особенности древнейших государств
По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ.
Так, например, в долине Нила во второй половине 4 тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории.
Самое первое государство
Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в конце IV тысячелетия до н. э. Находилось государство на берегу Евфрата, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией, сегодня здесь расположены Ирак и Сирия.
Откуда они появились на этой земле ― для ученых до сих пор загадка. И шумерский язык ― тоже загадка, так как его не удалось соотнести ни с одной языковой семьей. Записывался тексты клинописью, которую, собственно, шумеры и изобрели.
Сначала народ окультуривал ячмень и пшеницу, осушал болота и даже делал водные каналы, подводя воду к засушливым участкам. Потом они стали производить металлы, ткани и керамику. К 3000 году до н. э. шумеры обладали высочайшей для своего времени культурой с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.
Как жили шумеры
Дома шумеры строили в стороне от берегов Евфрата. Река часто разливалась, затопляя земли вокруг, а ее низовья были болотистыми, где размножалось множество малярийных комаров.
Жилища они воздвигали из глиняных кирпичей, глину добывали тут же, на реке, благо берега Евфрата ей богаты. Поэтому глина выступала основным материалом: из нее делали посуду, таблички для клинописи и даже детские игрушки.
Одним из основных занятий жителей городов была ловля рыбы. Люди строили лодки из речного тростника, смазывая их смолой, чтобы избежать протечек. На лодках они передвигались по водоемам.
Правитель города выполнял одновременно и функции жреца. Он не имел жен и детей, считалось, что жены правителей ― богини. Вообще, религия шумеров интересна: они считали, что существуют для того, чтобы служить богам, а боги без шумеров не могут существовать. Поэтому богам подносили жертвы, а храмы стали центром управления государства.
Возникновение цивилизации
Исследователи предполагают, что основным фактором возникновения государства была необходимость возделывать земли и орошать их, подводя каналы, ведь климат в этом регионе пустынный и засушливый. Оросительные системы ― достаточно сложная технология, поэтому им требовалось организованное управление. Это и сплотило само общество.
У шумеров было много городов со собственным управлением и властью. Самые крупные из таких городов-государств были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Во главе каждого из них стоял жрец, по его указу и жило население. Так, с народа собирали подать, а в голодные годы раздавали еду. В целом жители городов жили не очень мирно, периодически воюя между собой.
В Шумере была даже введена частная собственность на землю. Конечно, это способствовало имущественному расслоению населения. Рабов в городах было немного, а их труд значительной роли в хозяйстве не играл.
Особую роль в Шумерской цивилизации играли лугали ― руководители воинов. Обладая силой и военными знаниями, они со временем частично вытеснили власть жрецов.
Что касается военного обмундирования, то у шумеров был примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапка из меди.
Вклад в дальнейшую историю
Конечно, если сравнивать с последующими государствами, хозяйственные технологии шумеров были весьма примитивны. Однако именно их культура легла в основу последующих цивилизаций: так, шумерская цивилизация пришла в упадок, а на ее месте возникла другая крупнейшая цивилизация ― Вавилонская. Шумеры были очень образованными, на соседних территориях в этот период все еще жили первобытные общины. Они не только изобрели клинопись, но еще обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков.
При городских храмах были школы, в которых эти познания передавались следующим поколениям.У шумеров была и своя литература. Так, наиболее известным стал эпос о Гильгамеше, царе, который искал бессмертия. Это один из старейших памятников литературы. В эпосе есть глава, в которой рассказывается о человеке, спасшем людей от Всемирного потопа.
Считается, что эта легенда легла в основу библейского потопа.
Упадок государства
По соседству с Шумером жили кочевые племена. Одни из них ― аккадцы ― перешли к оседлому образу жизни, переняв у шумеров многие технологии. Сначала шумеры и аккадцы поддерживали дружеские отношения, однако у них были и периоды военных распрей. В один из таких периодов аккадский вождь Саргон захватил власть и провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Случилось это в XXIV веке до н. э. Со временем шумеры ассимилировались среди этих народов, а их культура стала базой для государств, возникших в Месопотамии в будущем.
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет - собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.
По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.
Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.
Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонистические классы.
Специфические формы возникновения государства
Переход к государству совершался в различных исторических формах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятельных культурных цивилизаций.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и др.
Афины - классическая форма возникновения государства вследствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.
Римское государство, напротив, возникло не из внутренних противоречий, а в результате борьбы между патрициями - членами патрицианского рода и пришельцами - плебеями.
Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:
~ Древний Египет;
~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);
~ Шумер и Аккад;
~ Ассирия;
~ Вавилон;
~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);
~ Древний Китай;
~ древнегреческие полисы;
~ Древний Рим;
~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).
В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.
Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:
Возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;
Данный процесс (первоначально возникновение государства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;
Влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);
Нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения.
К основным теориям возникновения государства принято относить:
♦теологическую (религиозная, божественная);
♦патриархальную (отеческая);
♦ договорную (естественно-правовая);
♦ органическую;
♦ психологическую;
♦ ирригационную;
♦ насилия (внутреннего и внешнего);
♦ экономическую (классовую).
Теологическая теория возникновения государства
Теологическая (религиозная) теориягосподствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.
У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.
В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".
Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".
Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).
Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Договорная теория возникновения государства
Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государстваполучила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- п росветител и;
А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.
Смысл идеи "общественного договора" в следующем:
Первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
Каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";
В результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
Чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
Теория общественного договора имела прогрессивное значение:
~ сделан шаг к созданию гражданского общества;
~ фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;
~ государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
~ согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
~ в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Органическая теория возникновения государства
Органическая теория возникновения государствабыла выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.
Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
Люди образуют государство, как клетки - живой организм;
Государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;
Между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).
Психологическая теория
Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека:
Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
Желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;
Желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Теория насилия
Насилие как главный фактор возникновения государствавыдвигалось различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.
В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, государство возникло путем насилия:
*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;
*одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
Сбор дани дружинниками;
Расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
Огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
Иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.
Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.
Ирригационная теории возникновения государства
Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).
Для строительства оросительных каналов необходимы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Экономическая (классовая) теория возникновения государства
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
Произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
Возник прибавочный продукт;
В результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
Появились частная собственность и публичная власть;
Для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.
Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.
К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).
Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.
Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:
Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;
Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;
Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).
Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.
К подобному варианту образования государства относится:
» революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).
» организационные изменения : 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).
» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.
Пути возникновения государства
Кроме теорий происхождения государства существует еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.
Для азиатского пути характерно:
› возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;
› экономическая основа - общественная и государственная собственность;
› политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;
› чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников;
Для европейского пути характерно следующее:
» государство возникло до появления классов.
» насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;
» основой государства является частная собственность;
» классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;
» определение политическое господство через богатство;
» административная структура складывается после появления частной собственности;
» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;
В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства:
a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разделенный на три этапа (учреждение центрального управления, приход к власти богатых, разделение на классы)
b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;
c) Германская - внешнее насилие.
В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.
Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".
Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.
Основными причинами появления государства были следующие:
1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей. 3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.
Первой ступенькой к появлению государства были общины. В малочисленных, где людей было менее 150 человек, отношения друг с другом выстраивались сами собой. Но как только количество членов общины увеличивалось, возникала необходимость в дисциплинарных органах, чтобы решать возникающие конфликты и спорные моменты. Так постепенно возникали государства. Давайте вместе пройдём через все этапы их становления.
Жизнь в общинах
Историк Юваль Ной Харари в своей книге «Sapiens: краткая история человечества», ставшей бестселлером, объясняет, что и древние племена, и государства вырастают из историй, которые люди рассказывают друг другу. Первобытные племена регулярно устраивали ритуальные встречи у костров, во время которых шаманы рассказывали легенды. Через них утверждали общие правила поведения для общины.
Зачем люди стали объединяться в общины, а затем в государства? Да потому что в союзе с соплеменниками легче обороняться от внешних врагов. Во-вторых, проще добывать пищу и обрабатывать её, обустраивать быт. Так в первобытных поселениях появилось разделение труда. Мужчины добывали пищу, женщины наводили порядок в пещерах.
Дальше — больше. Началась, образно говоря, узкая специализация. Способные к земледелию — трудились на земле. Мужчины, которые лучше справлялись с охотой, отправлялись за мамонтом и т. д. Со временем образовались семейные предприятия, мастерские. Менее удачливые работали на соседей. Община заменяла человеку больницу, школу, полицию, строительные, страховые компании и даже радио с телевидением.
Согласитесь, структура современного общества чем-то напоминает устройство первобытных племён. Только в качестве могущественных шаманов выступают руководители и члены парламента. Правда, легенды уже другие — о законах, культурных нормах, стратегиях развития, экономики, которые определяют нашу жизнь и помогают выстраивать отношения с другими жителями страны.
Если человек заболевал, о нём заботились члены семьи. За пожилыми людьми ухаживали дети и внуки. Когда в одной семье умирали родители, другая брала на воспитание их детей. Когда молодым людям требовалось освоить навык, родители помогали в обучении. Если семья не справлялась с какой-то проблемой, то обращалась за помощью к соседям. Отношения между людьми строились по принципу взаимной поддержки.
Но не стоит романтизировать общинный строй. Жизнь осложнялась большими ограничениями. Член общины не принимал самостоятельные решения — было распространено принуждение к браку, выбору профессии и образу жизни. Часто это становилось причиной больших семейных разногласий.
Общины превращаются в государства
Сложно установить, в какой момент и как первобытные общины превращаются в государства. Но учёные определили несколько вариантов перехода.
Первый — объединение вокруг военного лидера. Такие лидеры общин зачастую ставили цель — расширить границы владений. Настраивали соплеменников на завоевание других территорий, сосредотачивали ресурсы на своих землях, подчиняли захваченных людей и расширяли границы владений. Подобным образом в XIII веке была основана Монгольская империя, которая просуществовала до 1368 года. Результатом завоеваний Чингисхана и его преемников стала самая большая в мировой истории смежная территория размером в 38 млн квадратных километров — это как две современные России.
Второй вариант перехода связан с ростом влияния жрецов и других духовных служителей. Однажды их священный статус дал им политическую власть. Люди ждали от них правил поведения, чтобы избежать гнева богов. Примером такой империи была Западная Чалукья, просуществовавшая с 973 по 1189 год. Религия стала поводом для жёсткого разделения её жителей на касты, а также причиной начала судьбоносных для её существования войн.
Третий связан с экономическим ростом. Развитие технологий и увеличение населения привело к необходимости разделения обязанностей для производства пищи и предметов быта. К этому варианту подходит Бельгийская империя. В конце XIX века она стала колониальной державой, эксплуатировавшей другие территории для накопления капиталов и развития промышленности.
Однако, по мнению французского антрополога Пьера Кластра, эти явления — второстепенные причины перевоплощения общины в государства. Главные же заключались в том, что из-за разделения труда появлялись классы ремесленников, например, фермеры и кузнецы. Для решения возможных конфликтов между ними понадобилась независимая сторона — государственный аппарат.
Государства становятся империями
Некоторые государства активно расширяли свои территории, завоёвывая слабых соседей. Так появляются первые империи с централизованным управлением — государства, объединяющие насильственно захваченные территории и народы. Для обслуживания империи (ведения захватнических войн, поддержания порядка на огромной территории, обогащения правителей) требовались огромные средства, а с ними — и система сбора налогов. Однако вмешиваться в дела отдалённых общин императорам мешала слабо развитая транспортная система. Так что заботы по сбору налогов и наказанию подданных часто передавались наместникам.
Первая достоверно известная империя — Аккадское царство Саргона Великого, которое начало существование около 2250 года до н. э. Поначалу ему принадлежал только город-государство Киш в Междуречье. Но со временем территория царства протянулась до современных Сирии с Ираком, захватив даже небольшие части Турции и Ирана.
В Китайской империи Минь (1368–1644) местные общины обладали налоговой самостоятельностью. В одних деревнях налоги полностью погашала местная знать, в других — расплачивались бедняки, а в третьих — выплаты поровну делились между всеми жителями. Делегирование забот по сбору налогов старейшинам деревень позволяло правительству империи отказаться от услуг налоговых инспекторов и сборщиков подати. Старейшины знали примерный достаток каждой семьи и потому могли собирать налоги без применения силы.
Национальные государства
Два столетия назад началась промышленная революции, открывшая государствам новые возможности. С 1870 года экономика 16 передовых стран, в числе которых, кроме европейских, США и Япония, начала устойчиво развиваться. И этот прогресс продолжался долго — на протяжении XIX-XX веков. Так, за период 1947–1975 годов доходы жителей США выросли вдвое, а Японии — сразу в семь раз.
Благодаря инвестициям в науку и технологии, в мире появились новые средства связи и виды транспорта, например, телеграфы и железнодорожные машины. А увеличение налоговых сборов от богатеющего населения позволило государствам создать огромную команду чиновников, полицейских, социальных работников и учителей. Так граждане получили доступ к качественным услугам школ, больниц, полиции и судебной системы, а государство — рабочую силу. Это запустило процесс урбанизации: по всему миру сельское население в поисках работы и лучшей жизни стекалось в крупные города. Однако этот процесс не всегда протекал гладко. Многим сельским жителям было непросто сменить общинный уклад жизни на либеральные ценности горожан — самостоятельность и ответственность за собственную жизнь.
Начало промышленной революции дало государствам неведомые прежде возможности. Появились новые средства связи и виды транспорта.
Стремительное развитие некоторых государств, преимущественно европейских, привело к появлению понятия «национальное государство». Высшей обязанностью они провозгласили защиту прав и интересов своих граждан. В мировой политике крепнет идея, что независимых государств должно быть столько же, сколько народов в мире. В 1910 году в мире насчитывалось всего 15 государств. Но последующие две мировые войны до неузнаваемости изменили политическую карту планеты. Многие народы получили право на самоопределение. Сегодня Организацией Объединённых Наций официально признаны 193 государства.
Где и когда возникли
Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше):
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от "красной", непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно "Крепость духа Пта" - бога-покровителя этого города).
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра вих нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.
Особенности природных условий
Благоприятные для занятияземледелием:
1) множество жарких солнечных дней в году;
2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают);
3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт).
Неблагоприятные для жизни людей:
1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;
2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине);
3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;
4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер); в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.
Особенности земледельческого хозяйства
Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:
каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;
заградительные насыпи (дамбы), защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;
искусственные водохранилища;
шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет).
Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.
Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца).
Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.
Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки).
Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.
Какими были древнейшие государства
По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумере правители были одновременно главными жрецами.
Между государствами шли непрерывные кровопролитные войны за обладание плодородными землями. Воины в Шумере имели примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапку из меди (примитивным было вооружение и египтян); коней не было. При таком несовершенном оружии содержать в рабстве мужчин было опасно, поэтому пленников убивали, жизнь сохраняли только пленницам и подросткам.