Основы систематики растений тест по биологии (6 класс) на тему. Классификация растений

Данный тест можно использовать при проведении проверочной работы по биологии в 6 классе по теме «Классификация растений». Тест состоит из трех частей. В части 1 необходимо выбрать один ответ из предложенных. Во второй части установить правильную последовательность. В третьей части - установить соответствие.

Просмотр содержимого документа
«Классификация растений. Контрольная работа»

Контрольная работа по теме «Классификация растений»

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

1 .Систематика – это наука, изучающая

а)происхождение растительного мира, б)строение организмов, в)приспособление организмов к окружающей среде, г)общие признаки родственных групп растений

2 .Все цветковые растения объединяют в два класса:

а)однодольные и двудольные, б)крестоцветные и розоцветные,

3 . Из перечня признаков выпишите те, которые характерны для растений семейства Бобовых:

А. Плод стручок Б. Плод боб В. Ч4Л4Т4+2П1

Г. Сетчатое жилкование Д. Ч4Л1+2+(2)Т9+(1)П1

4 .Двойное название растения вводят для обозначения:

а)семейства, б)класса, в)царства, г)вида

5 .Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства:

а)розоцветных, б) сложноцветных, в)бобовых, г)лилейных

Часть 2. Установите последовательность.

6. Расставьте систематические группы растений в порядке от самой маленькой единицы к самой крупной: 1.Царство, 2.Вид, 3.Класс, 4.Род, 5.Семейство, 6.Отдел

7 .Установите правильную последовательность систематических категорий растений, начиная с наибольшей:

а)злаковые, б)покрытосеменные, в)тимофеевка, г)тимофеевка луговая, д)однодольные.

Часть 3. Установите соответствие.

8 .Из перечня названий растений выберите культурные растения и напишите, к каким

семействам они относятся.

A. Капуста белокочанная Б. Картофель B. Томат Г. Редис

Д. Горох Е. Фасоль Ж. Пастушья сумка З. Одуванчик

9 .По каким общим признакам растения семейства Розоцветных и растения семейства

Пасленовых объединяют в один класс?

Назовите этот класс растений и перечислите признаки класса по плану:

1. Тип корневой системы 2. Жилкование листьев 3. Количество семядолей у зародыша

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

1 вариант

1 .К какому семейству относится формула Ч4А4Т 4+2П1

а)Бобовые б)Сложноцветные в)Розоцветные г)Крестоцветные

2 .Какое семейство имеет плод семянка?

а)Бобовые б)Паслёновые в)Розоцветные г)Сложноцветные

3 . Установи соответствие

Семейство

Плод

1. Паслёновые

А)Семянка

2. Бобовые

Б)Ягода

3. Розоцветные

В)Костянка

4. Сложноцветные

Г)Боб

4 .У крестоцветных плод?

а)Стручок б)Семянка в)Боб г)Костянка

5 .К какому семейству относится плод семянка

a )крестоцветные б)сложноцветные в)бобовые

6. Подсолнечник имеет семейство?

А) розоцветные Б) сложноцветные В) бобовые

7. Для какого семейства характерны соцветия кисть (люпин, донник) и головка (клевер) ?

А) пасленовые Б) сложноцветные В) бобовые

8 .Злаки имеют плод...

а)Зерновка б)Коробочка в)Стручок г)Семянка

9 .Лилейные имеют с/х растение...

а)Лук б)Рис в)Пшеница г)Лилейные

10 . Найдите соответствие между семейством и строением цветка?

а)лилейные 1. О(2)+3Т 2 П1

б)злаковые 2. О3+3Т 3+3П1

3. О(2)+2Т3 П1

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ»

2 вариант

1 .К какому семейству относится горох?

а) Бобовые б) Паслёновые в) Розоцветные г) Сложноцветные

2 .Какое семейство имеет плод ягода?

а) Паслёновые б) Бобовые в) Сложноцветные

3 Установи соответствие.

Семейство

Формула

1. Паслёновые

А)Ч2 Л5 П1 Т5

2. Сложноцветные

Б)Ч4А4Т4+2П1

3.Крестоцветные

В)Ч(5)А(5)Т(5)П1

4. Розоцветные

Г)Ч5Л5Т∞П∞

4 .Баклажан с/х растение семейства...

а)Бобовые б)Розоцветные в) Крестоцветные г) Паслёновые

5 .Семейство розоцветные имеют плод...

а) Семянка б) Стручок в) Боб г) Костянка

6 .Какое строение цветка имеет семейство бобовые

a )Ч 5 Л 5 Т 5 П 1 б)Ч 5 Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 в)Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1

7 .Пример с/х. растения семейства крестоцветные

a )яблоня б)горох в)капуста

8 .О(2)+2Т3П1 формула семейства

а) Бобовые б) Розоцветные в)Злаки г)Лилейные

9 .Лилейные имеют плод...

а)Зерновка б)Боб в)Семянка г)Коробочка

10. ячмень?

А) крестоцветные Б) мятликовые В) лилейные

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ»

3 вариант

1 .Пример с/х. растения семейства пасленовые

a)подсолнечник б)горох в)картофель

2 . Какое семейство имеет формулу Ч5 Л5 Т5 П1?

а)бобовые б)сложно -цветковые в)крестоцветные г)паслёновые

Найдите соответствие между семейством и плодом?

а)крестоцветные 1. земляная груша

б) бобовые 2. стручок

в)розоцветные 3. ягода, коробочка

г)паслёновые 4. костянка, яблоко

5.боб

4. Установите соответствие между семейством и строением цветка?

А) пасленовые 1. Ч2 Л5 Т5 П1

Б) крестоцветные 2. Ч5 Л1 + 2+2 Т9 + 1П1

В) бобовые 3. Ч4 Л4 Т 4+2 П1

Г) сложноцветные 4. Ч(5) Л(5) Т5 П1

5.Ч6 Л6 Т5 П1

5. Как по другому можно назвать семейство крестоцветных?

А)капустные Б) астровые В) мотыльковые Г) плодовые

6. Семейство бобовые имеет растения хаб.края, какое это растение?

а)Жёлтая акация б)Лекарственная ромашка в)белена г)дурман

7. Строение цветка розоцветные

a )Ч 2 Л 2 Т 5 П 1 б)Ч 5 Л 1+2+(2) Т9 +1 П 1 в)Ч 5 Л 5 Т 8 П 8

8. Как по-другому называют злаковые

a )мятликовые б)лилейные в)крестоцветные

9 .Строение цветка семейства лилейные

10 . Лук семейства

а)Лилейные б)Злаки в)Паслёновые г) Розоцветные

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ»

4 вариант

1. Какое семейство имеет плод семянка? а)бобовые б)розоцветные в)паслёновые г)сложноцветные

Какое семейство имеет формулу Ч(5) Л(5) Т5 П1?

А) пасленовые Б) крестоцветные В) бобовые

3 . Найдите соответствие между семейством и с/х растениями?

а)бобовые 1. Картофель, томат, красный перец, баклажан

б)крестоцветные 2.горох, фасоль, арахис, чечевица

в)паслёновые 3.капуста, хрен, редис, турнепс

г)сложноцветные 4.яблоня, груша, клубника, слива, малина

4. Какое семейство имеет сельскохозяйственные растения : яблоня, груша, клубника, слива?

А) бобовые Б) пасленовые В) розоцветные

5. Какое семейство имеет плод стручок?

А) крестоцветные Б) сложноцветные В) розоцветные

6. Установите соответствие между семейством и плодом?

А) розоцветные 1. боб

Б) бобовые 2. ягода

В) пасленовые 3. клубника

4. семянка

7. В каком семействе в разных органах растений содержится ядовитые вещества?

А) пасленовые Б) крестоцветные В) розоцветные В) сложноцветные

8. Строение цветка семейства лилейные

a ) O (2)+2 Т 3 П 1 б)О 3+3 Т 3+3 П 1 в)Ч 2 Л 2 Т 5 П 1

9 .Плод мятликовых

a )боб б)ягоды в) зерновка

10 . .Пример с/х. растения семейства лилейные

a )тюльпан б)овес в)картофель

Этапы урока:

  1. Самооценка (2–3 минуты).
  2. Биологический диктант – уровень А (3–4 минуты).
  3. Тест – уровень А и В (из трех заданий, 10минут).
  4. Контрольная практическая работа (определение трех растений изученных семейств цветковых растений по гербариям, используя карточки для определения растений) – уровень В (15–20 минут).
  5. Определение растений семейств, которые ранее не изучались (описать два растения, пользуясь определителями растений) – уровень С (5–7 минут).
  6. Подведение итогов.

Цели:

  • в ходе заданий, полученных на уроке, оценить уровень усвоения теоретического материала и освоение навыков практической работы по данной теме;
  • сравнить с самооценкой учащихся.

Задачи:

Обучающая:

  • умение осуществлять взаимоконтроль,
  • закрепление знаний на этапе итогового контроля по теме (при взаимопроверке).

Развивающая:

  • на основе базовых знаний уровень – А, умение сравнивать, приводить примеры, анализировать и делать выводы – уровень В и С.

Воспитывающая:

  • умение правильно (адекватно) оценивать уровень своих знаний.

Ход урока:

I. Учащимся предлагается выставить себе оценку, которая отражала бы, по их мнению, уровень освоения ими материала по теме.

II. Биологический диктант.

Уровень А

Какие признаки присущи (укажите номера признаков):

1 вариант: однодольным растениям.

2 вариант: двудольным растениям.

  1. Параллельное жилкование.
  2. Дуговое жилкование.
  3. Семена из двух семядолей.
  4. Стержневая корневая система.
  5. Сетчатое жилкование.
  6. Семена из одной семядоли.
  7. Мочковатая корневая система.

Следующие три задания учащиеся выполняют по карточкам (тест).

III. (1). Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства:

1 вариант. Бобовые 2 вариант. Розоцветные
1. Листья трочатосложные, перистосложные или пальчатосложные с прилистниками.

2. Плод-стручок или стручочек.

3. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

4. Плод – боб.

5. На корнях образуются вздутия, в которых живут бактерии, усваивающие азот воздуха.

6. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.

7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

8. Тычинок в цветке много.

9. Венчик цветка состоит из пяти не- одинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

10. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

1. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.

2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

3. В цветке пестиков много или один.

4. Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.

5. В цветке много тычинок.

6. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков одинаковой формы.

7. Чашечка цветка состоит из четырех свободных чашелистиков.

8. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.

9. Плод – семянка.

10. Плод – ягода или коробочка.

Уровень В

III. (2). Выпишите номера растений, относящихся к семейству:

III. (3) Выпишите номера групп растений семейства

1 вариант. Злаковые 2 вариант. Пасленовые
против них запишите названия растений относящихся к этим группам
Пищевые:

Кормовые:

Декоративные:

Лекарственные:

1. Мятлик луговой

2. Тимофеевка луговая

4. Кукуруза

5. Сахарный тростник

6. Рис посевной

7. Рожь посевная

8. Пырей ползучий

9. Просо посевное

10. Ковыль перистый

1. Картофель

2. Красавка белладонна

3.Петунья гибридная

4. Перец однолетний

6. Табак душистый

7. Белена черная

8. Дурман обыкновенный

9. Баклажан

10. Физалис обыкновенный

Выполнив работу, учащиеся обмениваются работами и оценивают работу соседа по парте, выставляют оценку в лист учета (взаимопроверка). Возможны два варианта: учащиеся самостоятельно оценивают правильность ответов, либо проверяют тесты по готовому ключу.

Консультанты выставляют оценки с листов учета на экран учета знаний по теме.

IV. Контрольная практическая работа

Задание: Определить к какому семейству и классу относятся выданные им растения (каждому по три гербария, относящихся к разным семействам), определить название этих растений и описать растение, пользуясь карточками-определителями.

V. Учащиеся, которые работают в быстром темпе, выполняют по желанию дополнительное задание (уровень С)

Задание: Описать два растения, принадлежащих к семействам цветковых растений, ранее не изучавшимся (не предусмотренные программой), пользуясь определителями культурных, декоративных и дикорастущих полезных растений. Задание записано на карточках.

В ходе урока при выполнении третьего задания у некоторых учащихся проверяется контрольная практическая работа, чтобы проследить совпадение самооценки и оценок, полученных учащимися за знание теории и овладения практическими навыками. На следующем уроке учитель, проверив правильность ответов и объективность выставления оценок при взаимопроверке и оценив практическую часть, делает анализ работы.

Можно добавить дополнительные варианты, разнообразив тестовое задание, используя признаки, виды и применение растений различных семейств: крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые, а так же мальвовые, касатиковые, губоцветные, луковые, ландышевые, маковые, маревые, тыквенные (уровень С). Значение по восьми перечисленным, последним семействам предполагает углубленное изучение материала по биологии в 6–7 классах для тех школ, которые дают его по ученикам авторов Корчагиной В. А. или Серебряковой Т. И., Еленевского А. Г., Гуленковой М. А. и др., но обязательное для ребят, которые готовятся к выступлениям на районных, городских олимпиадах по биологии. Поэтому это уже уровень творческий (уровень С).

Ключи к ответам:

Биологический диктант:

1 вариант: 1; 2; 6; 7

2 вариант: 3; 4; 5

Тест: III (1)

1 вариант: 1; 4; 5; 7; 9

2 вариант: 3; 5; 6; 8

Тест: III (2)

1 вариант: 1; 6; 7; 9

2 вариант: 1; 3; 4; 6; 7; 9

Тест: III (3)

1 вариант:

  • пищевые: 4; 5; 6; 7; 9
  • кормовые: 1; 2; 4; 9
  • сорные: 1; 2; 3; 8; 10

2 вариант:

  • пищевые: 1; 4; 5; 9
  • декоративные: 3; 6
  • лекарственные: 2; 7; 8; 10

При составлении тестовых заданий были использованы материалы книги А.М. Розенштейна “Самостоятельные работы учащихся по биологии” (Растения) – “Просвещение” 1988 г. с. 83–112.


Классификация растений
Цель проверки: отследить знания обучающихся о признаках и значении основных классов и семейств цветковых растений. Проверить умения обучающихся работать со схемами, давать развёрнутый ответ.
1 вариант.
Часть А.

1.Систематика - это наука о:
А) выведении новых сортов растений; Б) классификации растений; В) строении растений; Г) жизнедеятельности и функциях.
2. Какая из пречисленных формул цветка характерна для семейства крестоцветные:
3. Какой тип соцветия характерен для растений семейства паслёновые:
А) кисть; Б) корзинка; В) сложный колос; Г) метёлка;
4. Какой тип плода характерен для растений семейства мотыльковые:
А) семянка; Б) зерновка; В) боб; Г) коробочка
5. Какое из перечисленных растений не относится к семейству сложноцветных?
А) одуванчик Б) клевер В) астра Г) ромашка
6. Какому семейству принадлежит схема строения цветка?
10858545085
А. крестоцветные Б. сложноцветные В. злаковые Г. лилейные
7. Овёс, пшеница, рожь, рис. К какому семейству относятся перечисленные растения?
А. злаковые Б. лилейные В. крестоцветные Г. паслёновые
8. У растений, какого семейства плод- семянка?

Часть В.
1.Выберите признаки характерные для растений класса однодольных:


1 .Крестоцветные; 2. Лилейные; 3. Паслёновые.
А)Ч5Л5Т5П1; Б)*Ч4Л4Т4+2П]; В) О* Л3+3 Т3-з П1;
3.Установите соответствие между типом соцветия и семейством растений, у которых такое соцветие встречается:
1. Сложноцветные; 2. Розоцветные; 3. Злаковые.
А) щиток; Б) корзинка; В) сложный колос; Г) метёлка; Д) головка.



А. ландыш; б.фасоль; в. картофель; г. капуста; д. шиповник, е. одуванчик; ж.
пшеница.
5. Какое практическое применение имеют растения семейства паслёновые.
Классификация растений
2 вариант.
Часть А.
Выберите один вариант ответа:
1.Классификацию растений изучает наука
а) палеоботаника б) экология растений 3в анатомия растений г) систематика растений
2. Соцветие корзинка встречается у растений семейства а) Бобовыеб) Паслёновые в) Крестоцветные г) Сложноцветные
3. Плод костянка характерен для растений семейства а. Бобовые б) Паслёновыев) Розоцветные г) Крестоцветные
4. Стебель соломина встречается у растений семейства
А. Бобовые б. Злаковые в. Паслёновые г. Крестоцветные
5. Из перечисленных растений к семейству крестоцветных относится
А. лютик б. акация в. капуста г. фасоль
1231902451106. Какому семейству принадлежит схема строения цветка?
А. бобовые Б. крестоцветные В. сложноцветные Г. злаковые
7. Какая из пречисленных формул цветка характерна для семейства лилейные:
А)Ч5Л5Т5П1; Б)*Ч4Л4Т4+2П]; В) О* Л3+3 Т3-з П1; Г.*Ч(5) Л1+2+(2)Т(9)+1 П1
8. У растений, какого семейства плод- стручок или стручочек?
А. бобовые Б. крестоцветные В. сложноцветные Г. злаковые
Часть В.
1.Выберите признаки характерные для растений класса двудольных:
А) Одна семядоля в семени; Б) две семядоли в семени; В) стержневая корневая система; Г) мочковатая корневая система; Д) стебель пустой внутри или заполненный основной тканью; Е) параллельное жилкование листьев; Ж) сетчатое жилкование листьев.
2.Установите соответствие между формулой цветка и семейством растений, длякоторых такая формула характерна:
1 .Крестоцветные; 2. бобовые; 3. розоцветные.
А)Ч5Л5Т5П1; Б)*Ч4Л4Т4+22П]; В) *Ч(5) Л1+2+(2)Т(9)+1 П1
3.Установите соответствие между типом соцветия и семейством растений, укоторых такое соцветие встречается:
1. Злаковые; 2. бобовые; 3 Лилейные.
А) кисть; Б) корзинка; В) сложный колос; Г) метёлка; Д) головка.
4. К каким семействам относятся перечисленные растения (установите соответствие):
1. крестоцветные; 2.розоцветные; 3. паслёновые; 4. лилейные; 5. сложноцветные; 6.
злаковые; 7. мотыльковые(бобовые).
А. томат; б. редис; в. лук; г. горох; д. ячмень, е. яблоня; ж. василёк.5. Какое практическое применение имеют растения семейства крестоцветные.

Правильные ответы:
1 вариант.
Часть А.
1б 2б 3а 4в 5б 6а 7в 8б
Часть В.
1 агде2 1б 2в 3а
3 1бд 2а 3вг
4 1г 2д 3в 4а 5е 6ж 7б
5. К семейству паслёновые относятся картофель, томат, сладкий перец. Их человек использует как продукты питания. Петуния, душистый табак – для украшения садов и парков. Белена – лекарственное растение.
2 вариант.
Часть А.
1г 2г 3в 4б 5в 6а 7в 8б
Часть В.
1. бвж2 1б 2в 3а
3 1вг 2ад 3а
4 1б 2е 3а 4в 5ж 6д 7г
5. К семейству крестоцветные относится капуста, редис, редька. Их человек использует как продукты питания. Левкои, ночная фиалка - для украшения садов и парков. Пастушья сумка – лекарственное растение.
25 б-22б –«5» 21-17б –«4» 16- 12 б –«3» 11-0 – «2»

Контрольная работаПо теме: «Классификация растений» Соотнесите:А) Однодольные растения Б) Двудольные растения.1. две семядоли.2. одна семядоля.3. стержневая корневая система.4. мочковатая корневая система.5. проводящие пучки в стебле расположены по кругу.6. проводящие пучки в стебле расположены «беспорядочно».7. количество частей цветка кратно пяти или четырем.8. количество частей цветка кратно трём.9. сетчатое жилкование.10. параллельное жилкование.11. дуговое жилкование. Каким витамином богата краснокочанная капуста?А) Витамином С. Б) витамином А. В) витамином группы Б. 3. Из списка семейства крестоцветных выберите представителей культур: I) овощных и кормовых II) масличных III) декоративных А) рыжик. Б) рапс. В) редька. Г) редис. Д) турнепс. Е) брюква. Ж) левкой. З) алиссум. И) горчица. 4. Выпишите цифры, под которыми указаны признаки, характерные для соответствующего семейства:КрестоцветныеЗлаковыеПасленовые 1. Параллельное жилкование.2. Сетчатое жилкование.3. Стержневая корневая система.4. Мочковатая корневая система.5. Формула цветка *Ч 4 Л 4 Т4+2 П 16. Формула цветка * Ч 5 Л 5 Т∞ П 17. Формула цветка * Ч (5) Л (5) Т 5 П 18. Формула цветка Ч (5) Л 1+ 2 + (2) Т (9) + 1 П 19. Формула цветка О(2)+ 2 Т 3 П 110. Формула цветка * О 3+ 3 Т 6 П 111. Плод ягода12. Плод коробочка.13. Плод костянка.14. Плод стручок. 15. Плод боб16. Плод зерновка. 5. Из списка выберите растения, характерные для семейства: I) Розоцветных. II) Бобовых III) Сложноцветных. IV) Лилейных.1. Душистый горошек.2. Бодяк полевой.3. Тюльпан Биберштейна.4. Ландыш майский.5. Желтая акация.6. Малина.7. Яблоня.8. Люцерна.9. Пижма лекарственная.10. Василек луговой.11. рябчик желтый. 6. О каком растении идет речь? Из какого семейства данное растение? К какому классу относится данное растение?Это культурное растение возделывают более 10.000 лет назад. Их плоды находили при раскопках первых поселений человека в пирамидах египетских фараонов. Известно более 20 видов этого растения. Каждый вид имеет много сортов. Однако все виды и сорта этого растения обладают общими признаками. Это – ветроопыляемое растение. 7. Заполните таблицуПризнаки РастенияОднодольныеДвудольныеКоличество семядолей Корневая система Стебель Жилкование Цветок 8. Выпишите только верные утверждения:1. Родиной томатов является Южная Америка.2. Картофель – одно из самых известных и ценных растений семейства крестоцветных.3. Яблоня – перекрестноопыляемое растение.4. Подсолнечник служит хорошим кормом для животных, в северных районах его выращивают на силос.5. Родина лука – Северная Америка.6. У всех однодольных – мочковатая корневая система.7. Плод ржи – зерновка.8. Тимофеевка луговая – представитель семейства сложноцветных.9. Пырей ползучий – сорняк из семейства злаковых.10. Семейство бобовых называется иначе как семейство мотыльковых. Ответы:1 А – 2, 4, 6, 8, 10, 11.2 Б – 1, 3, 5, 7, 92 Б.3 I – В, Д, Е, Г. II – Б, И. А. III – Ж, З.4. 5, 14, 2 , 3 – Крестоцветные. 9, 1, 4, 16 – Злаковые. 7, 3, 2, 11, 12 – Пасленовые.5. I – 6, 7. II – 1, 8 III – 2, 9, 10. IV - 4, 3, 116. пшеница – класс однодольные, семейство злаковые8. 1, 3, 4, 6. 7, 9, 10