Парики во франции 17 века. Причёски и парики в средние века

Восемнадцатый век был периодом элегантности. Никогда в истории Европы не встречались мужчины и женщины настолько искуственные, такие далекие от естественного внешнего вида. То, что невозможно было сделать с натуральным волосом, делалось с париками. Эта эпоха была экстравагантным всплеском замечательных причесок, реакция, полностью противоположная скромности и стеснительности предыдущих столетий. Волосы были в полной гармонии со стилем рококо, который был наиболее распространенным до конца столетия. Это был художественный стиль, в котором кудри "S" формы доминировали с асимметрией, подчеркивающей контраст. Динамичный и блестящий стиль, в котором формы играли связующее, гармоничное и элегантное движение. Стиль, в соответствии с эпохой новых философских идей, таких, как Просвещение, и в соответствии с огромнейшим экономическим богатством, пришедшим в Европу от путешествий на новый континент -- Америку. Новые социальные порядки стали появляться. Помимо духовенства и знати, появились влиятельные буржуазное и nouveau riche сословия, кто сделал состояние и был вхож в высшие социальные и политические круги, подражая знати всей своей одеждой. Стиль, в соответствии со временем, когда наука была более независима от религии, достигнув небывалых успехов и развивая, как следствие, технологии, которые откроют двери в индустриальную революцию. Люди в то время верили, что они живут в самые лучшие времена. В конце столетия художественные и культурные стили изменились. Появился неоклассический стиль, гораздо более трезвый и консервативный, с возвращением классической греческой и римской эстетики.

Ношение париков среди мужчин стало популярным в конце XVII столетия, во время правления Луи XIV, Короля-Солнца (Франция). Весь его двор начал носить парики, а так как Франция в то время была законодателем моды для всей Европы, ношение париков распространилось на все остальные дворы на континенте. В 1680 г. у Луи XIV насчитывалось 40 изготовилелей париков, которые придумывали новые фасоны его париков.

С 1770 г. парики также дошли до женщин. На протяжении многих лет, их парики делались выше и сложнее, особенно во Франции. Парики мужчин были в основном белыми, а женские -- пастельных тонов, светло-розовыми, светло-сиреневыми или голубыми. В зависимости от того, как парик был украшен, можно было знать профессию человека или его социальный статус. Более обеспеченные люди могли позволить себе более дорогие дизайнерские парики из лучшего материала. Они, в основном, были сделаны из человеческих волос, а также из волос лошадей или козлов. Графиня Матиньон из Франции платила знаменитому стилисту Баларду 24 тысяч ливров в год, чтобы он делал головные уборы для нее на каждый день недели.

Около 1715 г. парики начали посыпать пудрой. Семьи выделяли специальную комнату для "туалета", в которой они укладывали и пудрили свои искусственные волосы. Парики пудрились крахмалом или порошком дубового мха. Чтобы напудрить парик, люди использовали специальные халаты, и накрывали свои лица маской из плотной бумаги.

ПАРИКМАХЕРЫ СТАНОВЯТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ПАРИКОВ

С давних времен парикмахеры, помимо подрезания и укладывания волос и бород, практиковали хирургические операции и удаление зубов. В 1745 г. закон, изданный в Англии, запретил им заниматься этой практикой и разрешал иметь дело лишь с обслуживанием волос. В результате, многие парикмахерские исчезли, и стал ощущаться недостаток рабочих мест в Европе для многих парикмахеров, так как похожие законы были изданы во Франции и других странах. Но успех париков требовал новых профессионалов, людей, делающих парики, людей чистящих и ремонтирующих их, освежающих кудри пудрой и духами. Начиная с конца предыдущего столетия были организованы гильдии производителей париков, и они должны были платить взносы и сдавать экзамен на профессиональную пригодность. В этом столетии индустрия по производству париков росла и стала важной, создав новые рабочие места и источник дохода для многих людей. С другой стороны, это оказало влияние на шляпную индустрию, мужчины перестали носить шляпы, чтобы продемонстрировать свои парики, и новые разновидности шляп были востребованы для больших и тяжелых париков. Между тем, много людей, 80% населения, не носили париков (которые стоили огромных денег), они ходили со своими собственными волосами, не напудренными. Но лишь скудное меньшинство живущих по высшему разряду мобилизовало и кормило всю важную индустрию париков.

КРАЖА ПАРИКОВ НА УЛИЦАХ:

Уильям Андрюс, английский писатель XIX столетия, рассказывал, что кражи париков на улицах в XVIII столетии были заурядным явлением. В золотую эру париков полный парик был очень дорогим. Нужно было быть очень бдительным и осторожным, чтобы парики не были украдены. Несмотря на все меры предосторожности, кражи случались очень часто. Особой популярностью пользовался такой прием: высокий мужчина на подносе мясника нес мальчика накрытого покрывалом; в одну секунду мальчик срывал парик с прохожего. В то время, когда ошеломленный хозяин парика начинал оглядываться вокруг, соучастник останавливал его, притворяясь, что хочет ему помочь, в это время вор спасался бегством. (William Andrews, "At the sign of the barbers" pole", Cottingham, Yorkshire, J. R. Tuttin,1904)

В начале столетия мужские прически были более детальными, чем женские. Все еще в моде был стиль Луи XIV с огромными кудрями и волосами до плеч. В конце столетия тенденция изменилась: женщины использовали массу волос, как башни, возвышающиеся на один или более футов над головой. Эти парики имели некоторые неудобства: дверные проемы должны были быть увеличены, чтобы через них можно было пройти, и иногда давление от тяжелых париков на головы вызывало серьезные воспаления на висках. В середине столетия новый король Франции Луи XV ввел новый стиль париков для мужчин и строго белые или седоватые напудренные волосы. С середины столетия мужчины также носили один хвост на затылке, стянутый бантом, очень популярный в то время стиль при каждом европейском дворе. Женщины продолжали свой экстравагантный стиль до Французской революции, когда вся роскошь и восхищение были исключены и заменены на новые республиканские идеи. С тех времен, прически сталии более классическими и простыми.

Несмотря на то, что может казаться смешным, что женщины могли носить такие башни волос на своих головах, и на каждом балу им помогали, действительность была иной. Возможно, те огромные укладки могли существовать, но только в особых случаях или в театральных представлениях. Парики, которые мы видим вверху -- лишь фрагменты той эпохи, или сказки, или легенды, не имеющие под собой серьезной основы. Практически невозможно найти такого сорта париков на картинах того столетия, учитывая, что знаменитые художники обычно отображали реальную жизнь. Знатные женщины носили более приземленные и элегантные прически, хотя они были достаточно трудоемкими.

Среди женских причесок в начале столетия все еще был в моде особый стиль прошлого столетия: прическа фонтанж. Ее назвали так потому, что она была создана княгиней Фонтанж, которая во время очередной королевской охоты Луи XIV зачепилась волосами о ветку дерева, и, чтобы уложить растрепавшиеся волосы, она их все сложила в стопку на голове. Король был восхищен прической, которая получилась в результате этого проишествия, и он умолял сохранить эту прическу навсегда. Этот стиль был в моде более или менее до 1720 г.

Во время правления Луи XV одежда изменилась и прически женщин стали проще. В моде была прическа называемая "tête de mouton" (голова овцы), с короткими кудрями и несколькими локонами на затылке. Женщины не носили париков до 1770 г. После этого прически стали более трудоемкими.

ПРИЧЕСКИ ЖЕНЩИН В ВОСЕМНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ:

МУЖСКИЕ ПРИЧЕСКИ В ВОСЕМНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ

НОВЫЕ ПРИЧЕСКИ ПОСЛЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ :

Ближе к концу столетия грандиозный и великолепный стиль европейской знати был раскритикован философами эпохи Просвещения. Не только прически и платья, но также и художественный стиль рококо подвергся острой критике. Именно в этот период буржуазия -- неаристократичный класс -- стал влиятельным и сильным, и целая система, в том числе, экономическая, социальная, политическая и культурная ставились под сомнение наиболее выдающимися мыслителями. В начале буржуазия пыталась копировать одежду знати, они хотели выглядеть так же. Но когда они стали сильными и самодостаточными, ставя под сомнение всю систему старого режима, они отвергли всю их социальную структуру, и, конечно, их одежду. Роскошь и богатство во время прихода Французской Революции никому не нравилось. Новое общество приняло более трезвый стиль и повернулось лицом к простоте. От стиля рококо они перешли к неоклассическому, художественному стилю, который восстановил древнюю греческую классическую эстетику. И это будет стиль в гармонии с романтизмом, который начался в конце столетия и будет оставаться таким почти в течении всего девятнадцатого столетия.

Философские перемены, изменения в образе мышления также изменили прически. Постепенно люди перестали носить парики, и волосы стали естественными, без пудры. Революция и изменение всей системы произошли неожиданно, хотя это было во многом ожидаемо законодательной группой буржуазии при поддержке части духовенства и знати, но это не было слишком быстро. Все изображения Робеспьера и Дантона, главных лидеров Революции, которые мы видим сейчас, показывают их с припудренными париками до самой смерти на гильотине. Жан Пол Марат, другой лидер Революции, уже носил новый стиль. И одна из главных фигур Революции, художник Жак Луи Давид, был уже полностью погружен в неоклассический стиль и в его работах и в его внешнем виде. Как только неоклассицизм стал популярным, прически поменялись. С приходом Наполеона Бонапарта единицы людей носили парики. Имперский стиль показывает всех политиков с их натуральными волосами, причесанными в неформальном стиле -- символ независимого мышления нового времени. Военные задержались дольше всего с отказом от старых причесок, но в армии Наполена все они были с натуральными волосами. Женщины в конце Революции прекратили носить высокие сложные прически и ходили со своим натуральным волосом без пудры, поддерживаемым гребнями из черепашьего панциря, заколками, бантами вместо трудоемких украшений.

Вероятно, первыми людьми, избегающими ношения париков и дорогих украшений были, как ни парадоксально, те же самые аристократы, создавшие эти прически. Так как они боялись быть опознанными и посаженными в тюрьму, а также сосланными на гильотину во время Террора Робеспьера (1790--1793), они отсиживались в своих домах, и когда выходили, то одевали простые одежды и делали естественные прически. На самом деле, не осталось больше мест, где можно было увидеть старые прически. В это время вся Европа начала носить одинаковые прически. Девятнадцатое столетие провозгласило абсолютно другую моду.

В XVII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV моды на бороды и усы резко изменилась. Подражая молодму королю, придворные стали носить усы «шевалье». Они имели форму узкой полоски над верхней губой, концы были завиты. В армии усы носили только офицеры. Усы считались символом аристократизма, привилегией королевских мушкетеров. Ремесленники и крестьяне носили более широкие бороды и усы.

По окончании Тридцатилетней войны облик мужчин начинает терять воинственность. Приобретая черты инфальтильности, женственности. При королеском дворе, обосновавшемся в Версале, создается штат квалифицированных художников по прическе – парикмахеров. С годами число их увеличивается с пятидесяти до нескольких сот. Парикмахерское дело во второй половине XVII века достигает расцвета. Искусство изготовления париков стало так совершенно и накладные шевелюры так великолепны, что во Францию посыпались заказы на изготовление париков от всех франтов Европы, включая Россию. Парики стали предметом коммерции, экспорта. Прибыли от их реализации были весьма значительными. Парик алонжевый, то есть удлиненный, утвержденный как официальный парик при королевском дворе, стоил 1000 экю, цена белокурых париков из натуральных женских волос доходила до двух-трех тысяч экю. Придворные дамы должны были иметь несколько париков разного цвета – каштановый, черный, серый, русый, белокурый, белый. Парики носили также буржуа и ремесленники. По размерам они были значительно короче и меньше, прическа была скромнее, менее помпезной. Соответственно и цена была значительно меньше.

Парики делали из разных материалов – натуральных волос, волос из шерсти животных, морской травы, волокон кукурузы и проса. Если парики делались из темных волос, то их сильно запудривали. Больше всего для изготовления париков ценились женские косы светлых тонов, привозимые из Фландрии, Бретани. Был издан специальный королевский указ, запрещавший аристократам, за исключением королевской фамилии, использовать волосы светлого цвета для париков. Поэтому темные волосы осветляли, прибегая к помощи муки, пудры, каолина. Парик стал официальным головным убором высшего общества, несмотря на все неудобства, связаннные с его ношением.

Если в начале своего царствования король Людовика XIV, имея густые волосы, не очень придерживался моды на парики и даже запрещал появление наиболее громоздких, то позже, облысев, он издал указ о всеобщем ношении париков. Вначале молодого короля удовлетворял набольшой парик до плеч, состоящий из простых локонов, затем появились парики с прическами «грива», «пудель». Уже сами названия говорят о форме париков. Они представляли собой больое взбитое облако из локонов, окружающих лицо. Позднее, в 70-х годах XVII века, завивка меняется. Локоны укладываются в строгом порядке, горизонтально, размеры их увеличиваются, надо лбом взбивается кок или тупей. Королевский парикмахер Бинетт сделал такой парик королю из белокурых волос и назвал его «гранд инфолио».

В 80-х годах в прическе на парике стали делать пробор между тупеями, которые стали увеличиваться в высоту. В последнем десятилетии века бриды парика еще более удлинились. Цвет париков с возрастом короля менялся. Стали носить темные, разных оттенков. Бриды париков имели разную длину. Две передние, спадавшие на грудь, делались короче, а третья, которая располагалась на спине, была самой длинной – достигала талии. Завивка кольцеобразная, теряющая симметрию, укладка произвольная. Все парики имели фактически один силуэт. Различия были только в проборе.

С 1700 года пробор стал явственным, разделяя теменную часть на две: на висках делались напуски, которые закрывали часть щеки. Этот парик стал напоминать дамскую прическу, вошедшую в моду, и назывался «де ван а-ля Фонтаж» или «рогатый» - из-за высоких тупеев по сторонам пробора. Иногда из-под парика выпускали естественные пряди волос, а чтобы они не очень отличались от парика, их подкрашивали. Челка завивалась в виде букли и должна была органично сочетаться с искусственными волосами парика. Возможно, к такому способу прибегали небогатые люди, так как подкрасить свои волосы было куда дешевле, чем приобрести новый парик, стоивший довольно дорого.

Людовик XIV настолько привык появляться в парике, придававшем его внешности иноземный вид, что никогда в присутствии посторонних не снимал его. Распространение париков приводит к тому, что за каждым сословием была закреплена специальным указом определенная форма. Духовные лица, аббаты должны были пользоваться париком круглой формы и небольшого размера, получившим название «аббатски»; служители закона, судейские, юристы – «испанским»; буржуа – небольшими париками с тремя бридами; военные – «бригадирским», который отличался от всех тем, что сзади завязывался бантом; сановники – париками больших ухищрениям, чтобы не затрачивать большие суммы на парики, например использовали шапочки, пришивая к ним локоны.

Женщины некоторое время продолжали носить высокие прически на каркасах разных форм, а также объемные валики. С 20-х годов с изменением деталей костюма, в частности форм воротников, прическа меняется. Взбитые прически уступают место естественным, упрощенным. В прическах, носимых ранее, оставался открытым лоб; теперь появляется короткая челка из легких, маленьких локончиков – «стружки», или «штопорчики», в виде бахромы. Эта игривая короткая челка получила название «гарсетт» («девчонка»). Боковые средней длины пряди завивались в пышные локоны («туф»). Появление этой прически приписывают королеве Марии Медичи, любившей носить подобные челки. «Широкие» прически быстро распространились по всей Европе. Боковые пряди туго завивали и при помощи каркаса плотно закрепляли около шеи. В такиех прическах затылочные пряди убирали в разнообразные пучки из кос, жгутов, имевших плоскую форму. Одноременно распространяются и прически с поперечным пробором, которые разделяли волосы на две части: лобная выстригалась короче, завивалась при помощи пара, наподобие примитивной «шестимесячной» завивки; другая, теменная, укладывалась в небольшой конусообразный пучок, украшенный у основания лентами или нитями жемчуга. С боков свисали локоны. «Детский период» короля Людовика XIV отразился на женских прическах так же, как и на мужских. Невзхирая на возраст, все дамы «помолодели». Они стали носить простые детские прически из зваитых локончиков по всей глове, а также распущенные по плечам локоны, подвязанные лентой вокруг головы, называемые «аль анфан» («по-детски»). «Гарсетты» и «туф» перестают пользоваться успехом у дам. О распространении мужской прически типа «а-ля Каденетт» в дамских прическах тоже появляются отдельные «любовные» локоны. Эта пушистая завитая прядь получила название «мусташ» - «ус». Конец ее завязывался бантом. С середины века (1650-1660) форма причесок меняется. Они отличаются изяществом и легкостью. В моду входит прическа маркизы Севинье, получившая впоследствии ее имя. Они представляла собой завитые длинные локоны, связанные пучками над ушами на разной высоте. Лоб обрамляла еле заметная, легкая челка. Волосы затылка покрывалась небольшой шапочкой, или чепчиком («бонне»), или шляпкой с пером наподобие испанского тока, или кружевной наколкой из легкого гофрированного газа, шелка или бархата.

В XVIII веке при французском королевском дворе были в большой моде огромные парики. Да не просто парики: дамы носили на голове сложные сооружения с “встроенными” в парик кораблями, корзинами фруктов…

Парики можно было посыпать рисовой, серебряной, да хоть и золотой пудрой. А вот мыть такие произведения искусства было нельзя. Вообще, надо сказать, при королевском дворе часто мыться было… не принято. И поэтому возникали и особенные моды, и особые правила этикета.

Супермодными в то время были ткани цвета “влюблённой блохи”, “мечтательной блохи”, “блохи, упавшей в обморок”. И медальоны, в которых за стеклом резвились особо крупные блошки. А для кавалеров считалось очень хорошим тоном иметь палочки из благородных материалов. Ими они, как настоящие рыцари, почёсывали своих дам под немытыми париками, где, как видно, вовсю плодились эти самые… мечтательные… даже страшно сказать, кто!

Конечно, ниже представлены парики не в натуральную величину. Это карикатуры, где художники, преувеличивая размеры данных сооружений, высмеивали моду на причёски того времени.

В эпоху Барокко, следуя введённой безволосым Генрихом III моде на парики, их стали носить по всей Европе, что способствовало развитию парикового дела. В начале XVII века Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж, то есть парик с длинными локонами.

Из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Из «Берлинской хроники» видно, что в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о париковом цехе.

Рабочие, занимавшиеся обработкой волос, назывались французским словом «постижёр».

Ещё большего взлета достигло парикмахерское искусство в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причёсок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчёркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчёски для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром.

Читайте также Коллекция Red Valentino Spring 2014

Здесь, как и в античном мире, ценились парики. Мода на них продолжалась долго - вплоть до французской буржуазной революции 1789 года, когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.

А в 60-70гг. XVIII века причёски представляли собой целые волосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куафёрами в течение нескольких часов.

В Париже специально готовили куафёров в академии парикмахерского искусства, созданной куафёром короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются всё новые причёски как результат соперничества куафёров между собой.

В 1780 г. куафёр Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную причёску, украшенную волнами шифона, перьями и драгоценностями. Для того чтобы её выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.

На такие высокие причёски использовали до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся причёска. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять сооружение. Оживление театральных представлений привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.

Демократизации моды, упрощению видов причёсок способствовала французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные различия, но не устранила их окончательно…

Елизавета Краснова

Стилист-имиджмейкер

Написано статей

18 век был периодом элегантности и полного притворства Историки утверждают, что данный период времени был самым неестественным по отношению к внешнему виду. Девушки и мужчины пытались добиться самых сложных причесок, если это не получалось с волосами, в ход шли парики. В отличие от прошлых веков, люди напрочь забыли, что такое скромность, стеснительность и простота, теперь в моде были совершенно противоположные качества – шик, блеск и роскошь. Давайте подробнее рассмотрим историю и узнаем, зачем носили парики в 18 веке.

В 18 веке состояние прически было так же важно, как одежда человека. Модно было носить высокие и громоздкие парики, причем использовали их как мужчины, так и женщины. В 17 веке Петр 1 имел длинные и пышные волосы, а потому парики у него были эксклюзивные. Во-первых, сделанные из собственных волос, а во-вторых, он использовал их скорее, как головной убор против морозов, чем для красоты.

Стоили парики необычайно дорого, так как делали их исключительно за границей и только после этого завозились в страну. В 17 веке зависимости от внешнего вида, локонов и завитушек различали парик «грива» и «пудель». В те времена, модными были парики, присыпанные пудрой. Говорят, что один модник – канцлер Кауниц, специально ради этого входил в запудренную комнату и таким образом придавал своему парику больше элегантности и шика.

Ближе к 30-м годам 17 века на всю страну распространяется новая немецкая мода на парики, с этого времени вы больше не увидите пышных уборов и завитушек, теперь все стаи ходить с прусской косой. Выполнялась прическа очень легко: из трех прядей, при этом совершенно не важно было, плетете ли вы на своих волосах или же на парике.

Во времена Екатерины все мужчины сменили предпочтения и стали носить так называемые крысиные хвосты. Для того чтобы сделать эту прическу необходимо взять часть волос и завязать их с помощью ленты как можно ближе к затылку. В итоге, у вас получится длинная и тонкая прядь волос, напоминающая крысиный хвостик. Некоторые предпочитали крылья голубя, суть прически состояла в том, чтобы подстричь височные пряди, подвить их и в последствии заколоть.

Достаточно странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для эстетической цели. Подкладка парика делалась из очень плотной материи, а потому такой аксессуар защищал голову воина, если же он был напудрен, солдат вообще мог не бояться ударов вражеских шпаг. Для того чтобы защититься от сабли, воины одевали треуголки, тем самым полностью обезопасив свою голову. Но, несмотря на такую практичность, нововведение вводилось достаточно долго, а воины были более благосклонны к жестким бронзовым шлемам.

Был лишь один недостаток у парика, он практически не спасал от жесткого нападения с конницы. Чем выше чин, тем лучше парик был положен, так. Офицерские парики подкручивали и покручивали, солдатские же делали из пакли, а для блеска и эффекта припудренной использовали муку и квас. Достаточно часто молодые офицеры отказывались от парика, и завивали свои собственные волосы. Официальный приказ на отмену париков в армии ввели в 1807 году.

Упадок женских париков

В начале 18 века девушки все еще были приверженцами высоких причесок, с обилием украшений, драгоценных камней, цветов и обилия пудры, но все изменилось, когда в Версале был церемониальный прием. На нем, Герцогиня Шрусбери пришла с легкой прической, которая ниспадала мягкими локонами и имела минимальное количество украшений. Увидев это, Людовик 14, который на то время был законодателем моды, настолько обомлел, что уже на следующий день девушки стали ходить с простыми и изящными прическами, чего раньше не делали. Из обихода пропала та вычурность, обилие украшений и парики, в моду снова вернулась простота.

В течении следующих нескольких лет девушки носили простые, но изысканные прически, обычно они назывались – бабочка, тайна, нежность и т. д. Обычно, волосы гадко зачесывались на затылке, но оставляли пышными вокруг головы, можно также было оставлять прядь волос, чтобы она ниспадала на грудь. У императрицы Анны Иоанновны был свой вариант такой прически, который могла делать только она, у остальных прическа была строго под запретом. Волосы начесывались, а потом мягко закреплялись на затылке, дополняла весь этот образ маленькая корона.

Расцвет высоких причесок

Но, данная мода продержалась не долго, и уже к средине 18 века в моду вновь вернулись высокие и пышные парики. Мода достигла своего апогея, а прически все продолжали расти. На обычном приеме вы больше не увидели бы той изысканности, все головы дам были украшены очень сложными сооружениями. Чаще всего у дам не хватало собственных волос для подобной прически, а потому в ход шли все подручные материалы – конские волосы, драгоценности, плоды, ткани, цветы, рисовая мука и т. д.

Историки утверждают, что некоторые прически слуги делали стоя на лестнице, а время сооружения подобного чуда могло достигать 10 часов. Говорят, что самые вычурные прически были у графини Дюбари – простушки, которая стала фавориткой короля и дофина Марии-Антуанетты. Несмотря на то, что вторая в скором времени стала королевой, практически все время девушки посвящали новым нарядам и прическам. Они диктовали моду, а потому множество времени проводили со своими парикмахерами, придумывая новые стили и сочетания. Герцогини носили все, что придумают парикмахеры, а потому в средние века они уподоблялись художникам и скульпторам. У знатных дам прически не должны были повторяться, а потому в год парикмахеры придумывали до 100 разных вариантов.

Одной из самых известных причесок стала работа на голове Марии-Антуанетты, высота ее была около 70 сантиметров. В голове прекрасной дамы был проволочный каркас, который держал множество шиньонов и даже декоративный корабль.

В то время не было такого понятия как рамки, девушки носили на своей голове корабли, фрукты, иногда даже сцены из пьес, казней или же интимные моменты.

Конец века париков

Со временем и этот стиль стал угасать, сменился правитель, а вместе с ним и мода, появились новые тенденции, теперь популярность набирала новая прическа, с чудным названием – голова овцы. Называлась она так, потому что лицо и затылок девушки обрамляли пышные и объемные локоны. В это же время парики надолго ушли из обихода женщин, а старые прически стали слишком трудоемкие и вычурные.

Церковные запреты

Несмотря на свою широкую популярность, далеко не все так лояльно относились к данной детали гардероба. Так, например, церковь с самого начала достаточно враждебно относилась к парикам, аргументируя это тем, что данный аксессуар посягнулся на целомудрие девушек. Как позже объяснят истории, в церкви считали, что парики делают девушку еще прекраснее, а потому незамужние девушки могли потерять свою невинность в погоне за модой.

Со временем ситуация обострилась, так, например, Климент Александрийский, который был папой одной из церкви, написал, что человек посягающий на сан священника не должен ходить в парике, ведь тогда Господь не сможет посылать свое благословение через искусственные волосы. Его коллега Тертуллиан пошел еще дальше и сказал, что парик – это символ дьявола, через который он передает в вашу голову грехи, а вы не можете быть уверены, кто носил эти волосы до вас.

Апогеем данного спора стал тот факт, что в Константинополе было исключено несколько человек из церкви за то, что они носили парики.

Рост преступности

Чем больше росла популярность и ценность париков, тем больше людей хотели заполучить их. Писатели и историки того века писали, что полные парики были очень востребованными и дорогими, а потому выходя на улицу необходимо было быть очень осторожным, ведь любой опрометчивый шаг мог оставить вас без ценного аксессуара.

Очень популярным был прием, когда мужчина нес на подносе для мяса – мальчика, накрытого тканью, проходя мимо знатного гражданина, мальчик срывал парик и спался вместе с ним бегством, пока обеспокоенный хозяин оглядывался по сторонам.

Парики для женщин и мужчин были не только модным аксессуаром, некоторые носили его вместо шапки для защиты головы от плохой погоды, в армии же их применяли для лучшей защиты и т. д. Они приходили и уходили из моды, в зависимости от желаний правителей, но всегда были признаком элегантности, власти и вкуса, как для девушек, так и для мужчин.


Из какого материала в средние века делали парики?

История создания париков берет свое начало в Древнем Египте - их носителями были представители высшего общества египтян, включая самого фараона. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений и при этом обильно пропитывались ароматическими маслами или эссенциями. Позже мода на египетские парики распространилась на страны ближнего Востока и Средиземноморья.

В Европе бум на ношение париков приходится на 16-17 ввека. Как и в древности, введению их в обиход и моду способствовали монархи. Уважающий себя человек должен был иметь как минимум три парика: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Парадные парики отличались своей изысканностью их создание требовало работы настоящих мастеров постижерного искусства:знаменитый аллонжевый парик Людовика XIV имел длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны. В повседневной жизни использовали небольшие парики с кудрями, собранными в пучок. В домашней же обстановке обходились париком с короткой косицей, иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду выполнял роль современной вязаной шапочки. 80 годы ХХ века стали еще одним периодом возрождения моды на парики - это произошло спустя почти 200 лет перерыва, когда после революций, прокатившившихся по Европе, парики стали ассоциироваться с королевской властью и их ношение могло стоить человеку жизни. В ХХ столетии парики стали дополнительным модным аксессуаром, наряду с перчатками и бижутерией. Высокий спрос на парики вызвал потребность в изобретении специальных машин для их изготовления, а основным материалом для постижерного искусства стало созданное в это же время искусственное волокно: акриловые, виниловые, полиамидовые. Парики не скрывали своего искусственного происхождения и часто гармонировали с цветом одежды, туфель, сумочки. Последнее время более актуальными стали парики из настоящих волос, большой прогресс мастера постижерногодела достигли также в искусстве наращивания волос.

В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи. Не из эстетических соображений, а из житейских.
Каждая эпоха вносила что-то свое в развитие парикмахерского искусства, в ХIV-ХVIII вв. мода на парики распространилась в Западной Европе при королевских дворах. Парики стали предметом торговли и обмена, так как дорого стоили. Во Франции, сыгравшей особую роль в истории парика, был издан специальный Королевский Указ, который запрещал носить парики из светлых женских волос всем, кроме лиц королевской крови. В связи с тем, что придворный должен был иметь несколько париков, их стали делать из лент, кружевных полосок, шелковых нитей, сушеной травы, луба (коры дерева), волокон кукурузы и конопли. В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.
Плетением париков занимались специальные ремесленники, которые принадлежали к корпорации “цирюльников, банщиков, парильщиков”, она была основана в 1292 г. в Западной Европе.