Подготовка к великому посту. Родительская Мясопустная суббота

В последней главе Типикона существует раздел Зрячая пасхалия по ключевым словам, в нём для каждого Ключа границ или для каждого из 35 дней расписаны следующие даты и события по отношению к Пасхе (для неподвижных праздников) или по отношению к юлианскому календарю (для подвижных праздников): день недели Рождества Христова, период «мясоястия», начало Постной Триоди, Мясопуст, Неделя сыропустная, вруцелето, память муч. Евдокии, память 40 Севастийских мучеников, память Алексея человека Божьего, Благовещение, Пасха, память Георгия Победоносца, память Иоанна Богослова, Пятидесятница, Петров мясопуст, продолжительность и столпы Евангелия. Таким образом, В Зрячей пасхалии устава Православной церкви различается два понятия:

  1. Мясопуст, или Мясопуст великий (греч. ῾Η ἀπόκρεα ) - это Неделя мясопустная;
  2. Заговенье перед Петровым постом (греч. Κυριακὴ τῶν Ἁγίων Πάντων ) - это Неделя всех святых.

Это те дни, когда в Православной церкви - заговенье на мясо, или «отпуст мяса», последний день, когда едят мясо перед началом в первом случае , а во втором случае перед началом Петрова поста.

Коллектив авторов , Public Domain

По мнению православных литургистов, Седмицей мясопустной называется седмица, которая начинается с понедельника после Недели (воскресенья) о блудном сыне. Схиархимандрит Иоанн, магистр богословия особо подчёркивает:

«Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая её Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется ещё «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нём на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач. 106-е)».

Лекции по литургике

С. В. Булгаков также указывает, что седмица мясопустная начинается с понедельника после и заканчивается в Неделю мясопустную. Этого же мнения придерживается русский литургист и церковный историк К. Т. Никольский, один из основоположников русской церковно-археологической науки. Архиепископ Вениамин и архиепископ Аверкий (Таушев) также говорят о том, что Мясопустная седмица начинается с понедельника, после воскресенья о Блудном сыне. То же самое пишет П. Я. Лебедев.

Мясопустом также называют только последний день мясопустной седмицы, после которого, по православному церковному уставу, мясная пища запрещена; это воскресенье за 56 дней до Пасхи - Неделя мясопустная, заговенье на мясо, канун Сырной седмицы.

Мясопустная суббота

Мясопу́стная суббо́та - день поминовения усопших верных перед «Неделей мясопустной» (мясопустное воскресенье), первая в богослужебном уставе Православных церквей.

История

В христианстве поминовение усопших христиан установлено в эту субботу, так как она предшествует Неделе о Страшном Суде, также называемой Неделей мясопустной, чем обусловлено и название субботы.

Это установление восходит к апостольским временам, что подтверждает Иерусалимский устав Церкви, изложенный в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнего предания. В этом богослужебном уставе именуется также Вселенской родительской субботой.

Значение

По учению Церкви, торжественное поминовение усопших верных в эту субботу (а также в Троицкую субботу) всей Христианской Церковью «приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой».

Во время панихиды в этот день христиане просят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим христианам Свою милость и оставление их грехов в «день нелицеприятного воздаяния». Посвящая воскресный день напоминанию о Страшном Суде, Церковь установила ходатайствовать не только за живых своих членов, но и

«за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их».

Богослужебные особенности

В случае совпадения мясопустной субботы с днём памяти какого нибудь святого, предпразднства или праздника Типикон предписывает переносить последования этих празднований на другой день.

В случае же совпадения мясопустной субботы со Сретением Господним или храмовым праздником, то есть с теми праздниками, которые не могут быть перенесены, заупокойная служба Триоди или совершается вне храма, например на кладбище, или поётся в другой день — в предыдущие субботу или четверг.

Полезная информация

Мясопу́ст
церк.-слав. мѧсопоу́стъ Мясопустная неде́ля Мясопу́стная седми́ца
Мясопустница

Этимология

По мнению литургиста К. Никольского, это калька с древнегреческого Ἀπό-κρεω «мясо оставляю», «мясо отпускаю» и с латинского carnis privium - «мяса отпуст».

В. М. Истрин, изучивший и издавший «Хронику Георгия Амартола», один из памятников славянской литературы X–XI веков, установил, что славянское слово «мѧсопоустъ», употреблённое в произведении, соответствует «ἀπόκρεως» («мясо оставляю») в оригинале:

«бысть же и развращение ѡ пасцҍ, множаише ѿ людїи створиша мѧсопоустъ прежде царѧ, царь (Иустиниан) же повелҍ едину неделю продати мѧсо, вси же мѧсопродавци заклѧша, и никтож не коуплѧше, ибо не ѩдѧхоу, пасха же бысть. ѩко царь повелҍ, и ѡбрҍтошѧ людие постившесѧ недѣлю излише»

Начиная с X века, прилагательное «мясопустный», образованное от слова «мясопуст», употребляется на глаголице и кириллице в устойчивых выражениях Суббота мясопустная, Неделя мясопустная в евангелиях-апракосах, например: Ассеманиево Евангелие, Остромирово Евангелие, Архангельское Евангелие.

В славянских источниках используется также слово «мѧсопуща», которое имеет значение: Четыредесятница, Великий пост. Иногда в славянских источниках и слово «мѧсопоустъ» используется как синоним слова «мѧсопуща».

Мясопустная неделя

предпоследнее воскресенье перед Великим постом и последующая неделя, в которые по Уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресенье вспоминается грядущий Страшный суд.


. 2014 .

Смотреть что такое "Мясопустная неделя" в других словарях:

    Мясопустная неделя - (пестрая) последняя неделя перед Масленицей, после Всеядной недели. Назв. объясняется тем, что в ней дни скоромные чередуются с постными (среда, пятница), т. е. узаконена пестрота. Поск. слово пестрый в рус. яз. нередко означает ненадежный,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Неделя о Страшном суде - Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называется мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще мясопуст (т.е. отпуск мяса, лишение,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Мясопустная суббота - Мясопустная суббота … Википедия

    МЯСОПУСТНАЯ {(Сырная) }НЕДЕЛЯ

    МЯСОПУСТНАЯ (Сырная) НЕДЕЛЯ - последняя (третья) приготовительная неделя перед Великим постом. В народе она называется Масленой, или Масленицей, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье мясопустной недели … Русская история

    Неделя Мясопустная - воскресение на второй подготовительной неделе перед Великим постом. В этот день вступает в силу церковный запрет на употребление мяса. Другое ее название – Неделя о Страшном суде … Православная энциклопедия

    Пёстрая неделя - И. С. Куликов. В крестьянской из … Википедия

    Неделя, предшествующая Великому посту; в это время по Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц … Православие. Словарь-справочник

В церковнославянском языке словом «неделя » обозначается воскресный день. Если же говорить про привычное для русского языка слово «неделя », то оно соответствует названию «седмица ». Поэтому Мясопустная неделя – это воскресенье, предшествующее Сырной седмицы или Масленице. А уже после этих семи дней начинается Великий пост..

Стоит отметить, что именно в воскресенье, в 2015 году это 15 февраля, можно еще разок побаловать себя мясом, а вот уже дальше необходимо отказаться от вкушения мясных блюд.

Мясопустная неделя: что можно есть?

Людей, чтущих православные традиции, обычно интересует вопрос, чем питаться в эти семь дней, когда идет подготовка организма к Великому посту. Поговорим обо всем по порядку. Сперва определим, что можно есть в воскресенье (неделю в церковном понимании), а уж потом обсудим рацион на семь дней.

Итак, в воскресенье можно употреблять вполне привычные мясные продукты:

  • Свинину;
  • Курятину;
  • Телятину;
  • Баранину и прочее мясо вполне можно подать на стол.

В этот день строгих запретов на блюда нет. Хотите сало или жирных колбасок – можете есть. Правда, не стоит сильно усердствовать и налегать на мясное, так как впереди подготовительная неделя, а затем Великий пост. Важно, чтобы ваш организм был готов к переходу на более скромную пищу, не содержащую мяса.

Далее наступает мясопустная неделя (7 дней), в 2015 году она длится с 16 по 22 февраля. Все эти 7 дней без мясных продуктов называют Сыропустной седмицей. После нее начнется Великий пост, где меню верующих претерпит еще ряд изменений. Из рациона «уйдут » рыбные блюда, яйца, молочная продукция. Поэтому помните, что последний день, когда разрешено вкусить мясо – 15 февраля.

Стоит отметить, что церковные традиции очень мудрые. Ведь если правильно подготовить организм к посту, то он пойдет на пользу. Если следовать церковным канонам и отказаться от мяса за неделю до поста, а следующие 7 дней потреблять рыбу, это подготовить тело к Великому посту. Длиться он будет с 23 февраля по 11 апреля, за этот период получится очистить организм от «вредностей », улучшить самочувствие и настроение.

В общем, 15 февраля вы еще покушаете мясо, а с понедельника основой рациона должны стать растительные блюда. Готовьте различные каши, например, гречневую, пшенную, рисовую, ешьте хлеб, первые блюда на овощном бульоне, вареники, овощное рагу, оладьи и другие блюда без добавления мяса.

В старые времена хозяйки часто готовили сбитень, сейчас тоже можно сделать такой напиток. Для этого необходим мед, пряности (корица, душистый перец, гвоздика, имбирь и т.д.) и целебные травки. При желании в напиток можно добавить вина и хмеля, а затем дать ему настояться. Сбитень благотворно влияет на иммунитет и нервную систему.


В этот период можно готовить что-то простое и легкое. Если есть желание, то можете попробовать воссоздать какой-нибудь старый рецепт, необходимые ингредиенты получится приобрести в ближайшем магазине. А если не сможете достать какую-то составляющую, то меняйте продуктами, похожими по составу.

Некоторых людей интересует и такой вопрос: «А можно ли есть рыбу ?». Запретов на рыбу нет ни в воскресенье, ни на последующую неделю. Но так как воскресенье – последний день, когда разрешены мясные продукты, рекомендуется вкусить именно их, а рыбу потреблять уже на масленичной неделе.

Помимо нее стоит кушать молочные продукты и яйца, ведь в пост все это будет нельзя. Кстати, насчет сортов и способов приготовления рыбы, запретов нет, делайте так, как вам больше по вкусу.

Вкусный рецепт для поста

А напоследок хочется предложить рецепт приготовления вкусных и ароматных пирожков с грибами. Их можно готовить, как в Мясопустную неделю, так и в Великий пост.

Для приготовления теста понадобится:

  • Мука – 600 г;
  • Масло растительное – 100 мл;
  • Вода кипяченая – 1 ст.;
  • Дрожжи свежие – 25 г;
  • Соль – 2 ч. л.;
  • Сахар – 1 ч. л.

Для начинки возьмите:

  • Грибы на ваш выбор – 500 г;
  • Одну луковичку;
  • Масло подсолнечника без аромата для обжарки;
  • Соль по вкусу.


Грибы промойте и отварите вместе с луковицей до готовности. Затем откиньте в дуршлаг, дайте воде стечь. Когда овощи остынут, нарежьте некрупными кусочками и обжарьте на растительном масле до образования золотистого оттенка, посолите.

Муку (2 ч. л.), сахар, дрожжи и 50 мл воды смешайте вместе и дайте постоять четверть часа. После этого добавьте оставшиеся ингредиенты и заместите некрутое тесто. Поставьте его в теплое место, а когда поднимется, немного «осадите » руками. Такую манипуляцию проделайте дважды. После этого можете делать пирожки с начинкой. Выпекать их необходимо полчаса в разогретой до 180 градусов духовке.

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Близится Великий пост, который в 2017 году начинается 27 февраля. Предпоследняя неделя перед постом называется мясопустной. Она имеет свои правила и особый смысл.

Стоит сразу отметить, что неделей в православии называется только воскресение, а не период в семь дней. Такая неделя носит название седмица. Мясопустное воскресение — это предпоследнее воскресение перед Великим постом , которое посвящено Страшному Суду.

Особенности недели о Страшном суде

В это воскресение, 19 февраля, каждый человек должен вспомнить пророчество о том, что будет второе пришествие Христа, когда мир канет в пучину огня, войны, греха и хаоса. Это будет концом всех времен, завершением существования мира материального. Каждый человек должен будет ответить перед самим Богом за свои грехи. Все будут равны и каждый получит то, чего заслуживает.

19 февраля, когда вы проснетесь, попробуйте проанализировать свою жизнь и все свои поступки. Попросите прощения у Бога, который точно услышит ваши молитвы. Этот день — особенный, потому что он не пугает тем, что будет Божественный суд над людьми. Суть этого дня в том, чтобы напомнить о том, что праведная жизнь — это спасение. Бог простит всех, кто пытался быть хорошими людьми, причем вне зависимости от того, где человек жил, кого любил, кем работал, какова была его вера. Добро может поселиться даже в сердце человека, отвергающего Бога, поэтому каждый заслуживает того, чтобы быть выслушанным, понятым.

Все последующие дни в церквях будут проводиться службы, посвященные неделе о Страшном суде. На проповедях священники будут рассказывать о том, куда может завести грех и каковы последствия духовной слабости и пустоты.

Мясопустная неделя

Мясопустная неделя предшествует Масленице или, как ее называют в православии, Сырной седмице. Это альтернативное название недели о Страшном суде. 19 февраля и все последующие 7 дней нельзя будет есть мясо. В воскресение 19 числа можно в последний раз перед постом съесть мясную продукцию. Эту неделю и последующие 7 дней посвящают молитвам, нестрогому посту.

Каждый из нас сможет найти в себе силы для того, чтобы признать свои ошибки. Посетите храм Божий или читайте молитвы дома в этот непростой день. Пусть 19 февраля поможет вам начать путь очищения перед самым главным праздником — Великой Пасхой . Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

19.02.2017 04:11

Чистый четверг - один из самых важных дней Страстной недели. Он обладает глубоким смыслом и...

Великий пост - время молитв, но в силу того, что днем люди редко могут позволить...