Презентация на тему "фобии". Презентация на тему "как преодолеть страхи" Скачать презентацию на тему что такое страх

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнил студент КарГУ им.Букетова: Гуртовенко Яна, гр.ПиМНО-32 (з/о) 2015 уч.год Презентация по особенностям обучения первоклассников на тему: «Школьные страхи и тревожность у первоклассников»

2 слайд

Описание слайда:

Введение В чем-то все первоклассники похожи между собой. Ведь для любого ребенка поступление в школу - событие чрезвычайно значимое. И при этом все они разные. Один быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается. Вот эта девочка с радостью каждый день идет в школу, а ее одноклассница постоянно озабочена: так ли я сделала домашнее задание? Почему учительница сегодня меня не спросила? Почему ко мне плохо относятся в классе? И т. п. Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин "школьный невроз" используют, когда у школьника отмечаются "беспричинные" рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему-то исчезают.

3 слайд

Описание слайда:

Школьная тревожность - это самое широкое понятие, вклю­чающее различные аспекты устойчивого школьного эмоциональ­ного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекват­ность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведе­ния, своих решений.

4 слайд

Описание слайда:

Портрет тревожного ребенка тревожного ребенка отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

5 слайд

Описание слайда:

В чем причины школьной тревожности? Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической организацией школьника. Не в последнюю очередь - особенностями воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на "отлично"). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью.

6 слайд

Описание слайда:

Критерии определения тревожности у ребенка Постоянное беспокойство Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи) Раздражительность. Нарушения сна

7 слайд

Описание слайда:

Тревожный ребенок 1.Не может долго работать, не уставая. 2.Не может сосредоточиться на чем-то. 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован. 5.Смущается чаще других. 6.Часто говорит о напряженных ситуациях. 7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8.Жалуется на то, что ему снятся страшные сны. 9.Руки у него обычно холодные и влажные. 10.Нередко бывает расстройство стула. 11.Сильно потеет, когда волнуется. 12.Не обладает хорошим аппетитом. 13.Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14.Пуглив, многое вызывает страх. 15.Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16.Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18.Не любит браться за новое дело. 19.Не уверен в себе, в своих силах. 20.Боится сталкиваться с трудностями

8 слайд

Описание слайда:

Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе. - Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению. - Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания. - Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей. - На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. - При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.

9 слайд

Описание слайда:

Факторы тревожности по методике Филлипса Общая тревожность в школе Переживания сильного стресса Фрустрация в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Проблемы и страхи в отношениях с учителями

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

1. «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребёнка" предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребёнка и воспитателей.

12 слайд

Описание слайда:

Инструкция Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл. Не может долго работать, не уставая. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. Смущается чаще других. Часто говорит о напряженных ситуациях. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Жалуется, что ему снятся страшные сны. Руки у него обычно холодные и влажные. У него нередко бывает расстройство стула.

13 слайд

Описание слайда:

11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями.

14 слайд

Описание слайда:

Результаты Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность – 15-20 баллов Средняя – 7-14 баллов Низкая – 1-6 баллов.

15 слайд

Описание слайда:

2. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

16 слайд

Описание слайда:

Инструкция 1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами». 2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается». 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать». 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

17 слайд

Описание слайда:

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?». 10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» 11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки». 12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?» 13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

18 слайд

Описание слайда:

Результаты На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100% В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

19 слайд

Описание слайда:

3. Тест «Страхи в домиках» (А.И.Захаров и М.А.Панфилова) Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

20 слайд

Описание слайда:

Инструкция «В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам». Ты боишься: 1. когда остаешься один; 2. нападения; 3. заболеть, заразиться; 4. умереть; 5. того, что умрут твои родители; 6. каких-то детей; 7. каких-то людей; 8. мамы или папы; 9. того, что они тебя накажут; 10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

21 слайд

Описание слайда:

11. перед тем как заснуть; 12. страшных снов (каких именно); 13. темноты; 14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 17. когда очень высоко (страх высоты); 18. когда очень глубоко (страх глубины); 19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 20. воды; 21. огня; 22. пожара; 23. войны; 24. больших улиц, площадей; 25. врачей (кроме зубных); 26. крови (когда идет кровь); 27. уколов; 28. боли (когда больно); 29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом); 30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников); 31. опоздать в сад (школу);

22 слайд

Описание слайда:

Результаты Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни; страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии; страх смерти (своей); боязнь животных; страхи сказочных персонажей; страх темноты и кошмарных снов; социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества; пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

23 слайд

Описание слайда:

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель невротического состояния. Среднее количество страхов у детей дошкольного возраста: Возраст (лет) Мальчики Девочки 3 9 7 4 7 9 5 8 11 6 9 11 7 9 12


























ЛЕЧЕНИЕ ФОБИЙ Можно ли вылечить фобию? Выяснить причину фобии Завести ритуалы


ПОЛЕЗЕН ЛИ СТРАХ? Отсутствие вообще всяких тревог и страхов - признак психиатрического расстройства. Фобия - не самое приятное явление, однако лучше испытать страх на пустом месте, чем лишиться жизни в результате бесшабашной удали или глупого лихачества... Отсутствие вообще всяких тревог и страхов - признак психиатрического расстройства. Фобия - не самое приятное явление, однако лучше испытать страх на пустом месте, чем лишиться жизни в результате бесшабашной удали или глупого лихачества...


ПРИЗНАКИ ФОБИЙ(1) Признаками фобии можно назвать регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха, и наступление приступов паники. Их легко распознать по следующим признакам: Признаками фобии можно назвать регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха, и наступление приступов паники. Их легко распознать по следующим признакам: чувство удушья, спазмы в горле; чувство удушья, спазмы в горле; учащенное сердцебиение (сердце выскакивает из груди); учащенное сердцебиение (сердце выскакивает из груди); чувство слабости, оцепенение тела; чувство слабости, оцепенение тела; ощущение, что вот-вот наступит обморок; ощущение, что вот-вот наступит обморок;


ПРИЗНАКИ ФОБИЙ(2) обильный холодный пот; обильный холодный пот; ощущение сильного страха, ужаса; ощущение сильного страха, ужаса; дрожь во всем теле; дрожь во всем теле; рвота или расстройство желудка; рвота или расстройство желудка; тело кажется не своим, перестает слушаться; тело кажется не своим, перестает слушаться; ощущение того, что сходишь с ума. ощущение того, что сходишь с ума. Если есть хотя бы четыре из этих признаков, можно предположить наличие фобии. Если есть хотя бы четыре из этих признаков, можно предположить наличие фобии.

1 слайд

2 слайд

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

3 слайд

Страх - это естественная реакция, обусловленная окружением. Первое время после рождения человек практически лишен страхов и фобий. По крайней мере младенец может бояться лишь громких звуков или падения с высоты

4 слайд

Все люди чего-то боятся! Это психологический факт. Не стоит из-за этого переживать, это совершенно нормальная ситуация. Но это не значит, что надо сидеть и ничего с этим не делать. Со страхами надо бороться, чтобы они не мешали жить.

5 слайд

Психологи выделяют несколько советов в борьбе со страхами: 1) Понять причину страхов. Нужно вспомнить или догадаться, из-за чего появился в жизни тот или страх. Вспомнить конкретную жизненную ситуацию, с которой напрямую связан страх или фобия. Возможно страх связан с ней косвенно.

6 слайд

7 слайд

Чтобы бороться со страхом, важно признать, что он существует! Используя выше перечисленные советы, можно спокойно избавиться от него. И не нужно торопиться с результатом, если грамотно все сделать, то страх исчезнет. Главное, не лениться и не стыдиться. Нет ничего зазорного в том, что человек признается себе в том, что у него есть страх и он чего-то боится.

8 слайд

Каждый сталкивался с такой эмоцией, как страх. Это естественное чувство, которого не стоит стесняться. Не бойтесь, что люди сочтут вас трусом. Если есть возможность избежать драки, используйте ее, не рискуйте здоровьем. Если же драка неизбежна, придется перебороть свой страх. Драка

9 слайд

10 слайд

1 Вначале оцените обстановку. Если противников несколько и они сильнее вас, драки не будет. Вас просто хотят избить. В этом случае используйте любую возможность убежать. Когда шансов на побег нет, начните вести себя странно. Кричите, размахивайте руками, прыгайте. Это введет противников в ступор и заставит посторонних людей обратить на вас внимание. Собственно этого вы и хотели. Инструкция в драке:

11 слайд

2 Если выполнять любое дело большое количество раз, оно становится простым и привычным. Если же беретесь за дело впервые, то боитесь совершить ошибку. Так же произойдет и в драке. Вы боитесь драться, потому что мало практиковались. Запишитесь на занятия по боксу, кикбоксингу, дзюдо обучайтесь приемам и тренируйтесь. Если не можете записаться на уроки, практикуйтесь в драке с друзьями.

12 слайд

3 Не нападайте сами, ждите таких действий от противника. Когда будете драться, думайте обо всем негативном, что вызывает у вас агрессию. Тогда ваши кулаки сожмутся сами, и вы наброситесь на противника в порыве ярости, не ощущая при этом ни малейшего страха.

13 слайд

14 слайд

1. Начните свое новое дело Есть категория людей, которые занимаются своим любимым делом или хобби, и поэтому они менее подвержены страху. Найдите себя в чем-то. В том, что вам интересно и приносит удовольствие. Ну, например, прогулка по лесу зимой подарит вам большое удовольствие, если вы любите природу, свежий воздух, который необходим нам. Сам путь поиска своего дела несет в себе много интересного и полезного, от чего ваша жизнь станет счастливее и богатой новыми идеями, мыслями или новыми знакомствами, которые перевернут вашу жизнь в хорошем смысле слова. Ведь вы пока ищете, меняете свою деятельность. А когда сердце вам подсказывает, что это ваше, так вы загораетесь как новогодняя елочка. И вы забываете о том, что такое страх, потому что становитесь бесстрашными, а достигнув своей цели - счастливыми.

15 слайд

2. Начните делать то, чего всегда боялись Начните жить так, как никогда не жили. Учитесь новому. И делайте то, чего вы больше всего боитесь на свете. Только не сразу, а маленькими шагами. В таком случае вы сами научитесь управлять своим непреодолимым страхом. И поймете его природу. Для того чтобы понять, почему мы боимся, нужно принять страх, а потом сделать первый шаг к тому, чего боитесь, и ваши страхи рассеются в действии.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Природа наградила нас многими вещами, которые
помогают выжить практически в любых условиях.
Сильные руки и ноги, а также голова на плечах не
позволят человеку умереть от голода в непроходимых
джунглях и отыскать пропитание даже в тундре. Однако
мы живем совершенно в иных условиях, нежели наши
предки, жившие многие тысячелетия назад. Теперь
чтобы получить еду не надо бегать за антилопой по
несколько часов и снимать с нее шкуру. Достаточно
пойти в магазин, дать продавцу денег и спокойно
отправиться готовить вкусное блюдо. Тем не менее,
единственное что мы унаследовали от неандертальцев в
целости и сохранности, так это страх.

Сталкивались ли вы с необъяснимыми
тревогами и переживаниями? Бывало ли
так, что понять причину беспокойства
невозможно? Плохой сон, привычка кусать
ногти, проблемы с желудком и более
опасные симптомы родом из головы и
являются всадниками его величества страха,
который так бессовестно и неуместно
вторгается в нашу жизнь. Как бороться со
своими страхами и устоять в схватке с
фобиями?

Страх - это то, что разрушает
изнутри. И чем больше человек
зацикливается на страхе, - тем
более неуверенным и слабым он
становится.
Тебе нужна помощь. Страх
нельзя просто так оставлять,
потому что тот, кто подвержен
страху - мучается.

1. Действие - лекарство от
страха. Определите свой
страх, а затем предпримите
соответствующее
конструктивное действие.
Бездействие лишь усиливает
страх и разрушает
уверенность.

2. Приложите все усилия, чтобы
в «банк» вашей памяти
поступали только
положительные мысли. Не
позволяйте негативным
воспоминаниям вырасти и
превратиться в чудовищ. Просто
прекратите вспоминать
неприятные события и ситуации.

4. Слушайте голос своей совести
и всегда следуйте ему. В
противном случае у вас может
развиться комплекс вины, а это
яд для уверенности. Поступать
по совести - важное
практическое правило успеха.

5. Ваше поведение должно
говорить: «Я уверен в себе понастоящему». Применяйте это
правило в вашей обычной жизни:
а) садитесь в первые ряды;
б) смотрите собеседнику в глаза;
в) шагайте на 25 процентов быстрее,
чем обычно;
г) высказывайте свое мнение;
д) широко улыбайтесь.

Десенсибилизация
и переработка
движением глаз.

Убедитесь, что вам никто не
будет мешать во время
упражнения. Детально
восстановите в памяти место
или ситуацию, когда вы были
наиболее спокойны и
уверенны в себе – назовем
ее “безопасное место”.

Сядьте прямо, расправив плечи, смотрите прямо перед
собой. Выберите две точки находящиеся справа и слева
от вас, которые вы могли бы видеть, перемещая взгляд
из стороны в сторону, при этом шея остается
неподвижной. Теперь вспомните ситуацию, чувства или
воспоминания вызывающие у вас страх, тревогу или
беспокойство. Продолжайте думать о пугающей вас
ситуации и начните двигать зрачками так, чтобы в поле
вашего зрения поочередно попадали левая и правая
точки. Выберите темп, который вам удобен, но не
останавливайтесь(!) Совершив ~ 24 - 36 движений
глазами из стороны в сторону, отвлекитесь от
размышлений о беспокоящей вас ситуации и
прислушайтесь к общему самочувствию и ощущениям в
теле. Где, что беспокоит? Какие мысли, образы, чувства
пришли в голову в то же время?

Начните новый сет движения
глазами. Продолжайте думать о
беспокоящей вас ситуации или
человеке и отслеживайте
ощущения в теле. Спросите себя
какая может быть взаимосвязь
между ними? В чем смысл этих
неприятных ощущений?

Вы будете удивлены
открывшейся вам
информацией, но в любом
случае, закончив упражнение,
спросите себя, изменилось
ли ваше отношение к страху?
Как изменилось ваше
отношение к себе?

Чтобы восстановить
внутреннее равновесие,
мысленно вернитесь в
“безопасное место” и
побудьте там какое-то
время.

В целом необходимо
около 10 сеансов по 30-60
мин каждый, чтобы
появился ощутимый
эффект в виде
значительного снижения
уровня страха.

Дыхательная
гимнастика
от страха.

Лежа на жесткой поверхности,
начинайте дышать полной грудью.
Теперь вспомните, как вы дышите,
когда засыпаете или когда только
проснулись. Обычно это дыхание
едва заметное, очень тихое и
чрезвычайно замедленное. Дышите
таким сонным дыханием.

Замедляйте свое дыхание,
постепенно и медленно делайте
его все тише, все медленнее,
пусть оно становится совсем
незаметным. Замедляйте
дыхание настолько, насколько
сможете, пусть оно становится
все реже и реже.

Уже несколько минут
такого дыхания
снимет ощущение
беспочвенного страха
и тревожности.

Почему это упражнение так полезно при
ощущениях тревоги и беспричинного
страха? Человеку, умеющему замедлять
свое дыхание почти до полной его
неощутимости, уже ничего не должно быть
страшно, потому что истинная, глубинная,
скрытая причина почти любого страха -
прекращение жизни, то есть прекращение
дыхания. Заметьте, как страх буквально
парализует ваше дыхание.

С точки зрения анатомии в
организме замедляется
дыхание, притормаживаются
обменные процессы,
адреналин менее активно
поступает в кровь, а значит, и
тревога, и волнение
снижаются.

Нарисуй
свой страх

Возьмите
цветные
карандаши или
фломастеры и
лист бумаги А4.

Нарисуйте свой страх и дайте
ему имя. Что изображено на
рисунке? Какие ощущения у
вас возникали во время
рисования? Напишите или
мысленно придумайте
рассказ о своем страхе по
имени...

Теперь вам
предстоит
уничтожить свой
страх по своему
выбору:

сжечь или порвать и выкинуть
рисунок страха; превратить
страшное в смешное, дорисовав
рисунок; украсить его, чтобы он
стал симпатичным или добрым;
либо придумать свой вариант. А
теперь ответьте для себя на
следующие вопросы:

Какой способ избавления от
страха вы выбрали? Какой
этот страх сейчас? Какие
ощущения у вас возникали
во время «избавления»?
Изменилось ли ваше
отношение к данному страху
теперь?

Закончив наблюдение за собой как
участником фильма, когда все снова
уладится, остановите фильм, войдите
назад в свое изображение на экране,
сделайте его цветным и прокрутите
очень быстро фильм назад. Итак, y вас
будет впечатление, что вы смотрите
фильм с собственным изображением, в
котором время идет в обратном
направлении.

А теперь проверьте
результат. Вспомните о
случившимся. Обратите
внимание на то, можете
ли вы теперь думать об
этом более спокойно.

Расслабиться. Расслабление помогает
прийти в себя и подумать о произошедшем
стрессе. Чтобы это сделать, необходимо
сесть как можно удобнее, желательно на
мягкий диван или кресло. Для начала надо
нормализовать свое дыхание. Вдохи делать
глубокими, а выдохи медленными и
продолжительными. После этого можно
почувствовать, как расслабляются мышцы
лица и шеи. Легкое покачивание ногами и
ступнями поможет привести все тело в
состояние покоя.