Одна из самых древних улиц Москвы, Варварка получила свое название от местной церкви. Уже в XV веке упомянута Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары. В начале XVI века она была разобрана и на ее месте построено каменное здание по проекту итальянца Алевиза Нового, создавшего в Кремле Архангельский собор, а за его пределами – более десятка каменных церквей. Одна из них сохранилась до наших дней практически в первозданном виде – это собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (другие церкви либо утрачены, либо значительно перестроены).
Каменная церковь на Варварке 1514 года постройки имела схожий облик – «восьмилистник» в плане, увенчанный одной мощной главой. Она была возведена по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, живших в Зарядье. Церковь стояла практически без изменений до конца XVIII века, когда ее обветшавшее здание разобрали. Новый храм святой Варвары тоже строился на частные средства: храмоздателями стали майор Иван Барышников и купец I гильдии Николай Самгин. Работы начались в 1796 году, а освящение новой церкви состоялось в 1804 году.
Наиболее вероятным автором церкви святой Варвары считается архитектор , мастер эпохи классицизма. Крестообразное в плане здание увенчано мощным куполом с маленькой главкой и отмечено четырехколонными портиками с севера и с юга, с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня. Церковь поставлена на высокий мощный цоколь, но из-за перепада высот со стороны Варварки он не заметен: чтобы увидеть его, нужно обойти храм с севера.
В 1812 году Варварская церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.
Большие утраты произошли после революции. В 1932 году церковь святой Варвары была закрыта, вскоре улицу переименовали в честь Степана Разина. Храм лишился главы и верхнего яруса колокольни, изнутри его пространство было разгорожено на этажи для склада и контор, но все же здание устояло, несмотря на планы по его сносу.
В 1960-х годах параллельно со строительством в Зарядье здания гостиницы «Россия» были отреставрированы исторические памятники Варварки, в том числе и церковь святой Варвары, воссозданы ее глава и утраченная часть колокольни. Внутри расположился Совет Московского областного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.
В 1991 году храм был передан общине верующих, вскоре возобновлены богослужения на втором этаже. В 1993 году улица снова стала называться Варваркой. В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.
Проект реставрации 2014-2015 годов предусматривал восстановление облика храма, сложившегося к 1880-м годам. В ходе работ отреставрирована штукатурная поверхность фасадов и сохранившиеся элементы лепного декора фасадов – капители и пилястры коринфского ордера, ионические пилястры, розетки, цветы, полубалясины и карнизы. Утраченные декоративные элементы воссозданы по аналогам. Колористическое решение фасадов разработано на основании архивных и химико-технологических исследований – фасады выкрашены в насыщенный теплый розовый цвет, а лепной декор имеет табачный оттенок, поверх которого выполнены бликовка и золочение сусальным золотом на лак.
На основании архивных данных и натурных исследований на северном портике был раскрыт центральный дверной проем, воссозданы и установлены на сохранившиеся подставы входные металлические двери и белокаменная лестница. Современные металлические решетки заменили на выполненные по образцу сохранившейся в оконном проеме южного фасада решетки XVIII века. На основании архивных фотографий 1882 и 1931 годов были воссозданы завершение колокольни и кресты.
В 2016 году храм стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".
Собор Святой Варвары расположен в Чехии, в городе Кутна Гора, и является вторым по величине готическим храмом Чехии. Строительство его было начато в 1388 году, в период процветания города Кутна Гора, возникшего рядом с богатыми месторождениями серебряной руды. Еще с начала XIV века город "серебряных рудников" вёл борьбу с самой Прагой за право называться главным городом Чехии. По инициативе богатых семейств Кутна Горы и было начато строительство Собора Святой Варвары, который должен был составить достойную конкуренцию пражскому Собору Святого Вита. Автором первоначального проекта был архитектор Петра Парлер. Первый этап строительства был окончен в 1392 году возведением часовни. Наиболее старая часть храма построена в стиле французских кафедральных соборов. В период гуситских войн строительные работы были прерваны. В 1482 году возведение храма возобновилось, но строительство продвигалось медленными темпами. С 1489 года по 1506 год работами руководил Матей Рейсек, при котором были построены хор, трифорий, базиликальные окна и крещатые своды. В 1512 году к строительству был привлечён архитектор Бенедикт Рейт, который заменил пятинефную конструкцию храма на трехнефную и над основным нефом возвёл ещё два боковых, что создало эффект "церкви над церковью". В 1558 году, из-за отсутствия финансирования, строительство Собора снова прекратилось. В XVII веке недостроенный храм был передан ордену Иезуитов, рядом с Собором был построен колледж, а экстерьер и интерьеры перестроены в стиле барокко. После распада ордена Собору вернули неоготический стиль, его строительство, растянувшееся на 5 столетий, было завершено в 1905 году. Длина Собора Святой Варвары 70 метров, ширина - 40 метров, высота свода - 30 метров. Стены храма покрывают старинные фрески: в Гашплирской часовне изображены сцены добычи серебряной руды, в Безменной капелле - этапы средневековой технологии чеканки монет, в Смишковской часовне - библейские сцены "Царица Савская приходит к царю Соломону", "Суд Траяна" и "Распятие". На витражах запечатлены исторические вехи города Кутна Гора и Чешского королевства. Особое внимание в убранстве Собора заслуживают санктуарий 1510 года, изготовленный в мастерской Матиаша Рейсека, и позднеготические хоровые скамьи 1480-1490 годов, украшенные резьбой мастера Якуба Нимбурского. Собор Святой Варвары является одной из самых знаменитых достопримечательностей Чехии, в 1995 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Святой Варвары
Chrám Svaté Barbory Адрес: Barborská ul., 284 01 Kutná Hora, Česká Republika Тел: +420 327 515 796 E-mail: [email protected] Web: khfarnost.cz/wordpress/?page_id=15 | Как добраться
: GPS координаты - Ш: 49° 56" 42""/Д: 15° 15" 49"" Международный аэропорт Рузине, Прага - 92,5 км Железнодорожный вокзал Кутна Гора - 1,5 км Автостанция Кутна Гора - 750 м | Период действия
: постоянно Режим работы : Апрель - октябрь: Понедельник - воскресенье с 09:00 до 18:00 Ноябрь - декабрь: Понедельник - пятница с 10:00 до 17:00 Суббота - воскресенье с 10:00 до 18:00 Январь - февраль: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 16:00 Март: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 17:00 Собор закрыт 24 декабря Стоимость : 85 CZK / 1 чел. Взрослые - 85 CZK Граждане в возрасте от 15 до 26 лет, старше 65 лет - 65 CZK Дети в возрасте от 6 до 15 лет - 40 CZK Дети в возрасте до 6 лет - вход бесплатный |
Римско-католический собор Святой Варвары (chrám svaté Barbory).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj).
район Кутна Гора (Okres Kutná Hora). Кутна Гора, (Kutná Hora — Poděbrady), улица Barborská 284 01.
Столетиями продолжалась борьба кутнагорских предпринимателей в области добычи серебряных руд с находящимся рядом Седлецким монастырем ордена цистерцианцев за собственное духовное самоуправление. Для города был необходим собственный храм. Каждодневная опасность, которой подвергались шахтеры, сильно действовала на психику и создавала особое отношение к жизни и смерти, поэтому в быту буйные забавы кутнагорских горняков сочетались с глубочайшей верой в бога.
Историки не пришли к единому мнению насчет точной даты начала строительства собора, но существует мнение, что это произошло в 1388 году. Храм строился большей частью на средства шахтеров и поэтому был посвящен их покровительнице святой Варваре Илиопольской – покровительнице легкой смерти. В 1403 году папской буллой было подтверждено согласие на строительство в Кутна Горе храма Святой Варвары.
Святая Варвара Илиопольская - христианская великомученица. Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия.
С идеей строительства cобора связана чешская легенда. Она гласит: однажды в шахте завалило 3-х рудокопов, они начали молиться. Один просил: „хотя бы на свет белый посмотреть в последний раз” , второй умолял: „хоть бы еще один день пожить, чтобы с семьей попрощаться” , третий просил: „Боже, дай мне еще год жизни, чтобы сделать что-нибудь хорошее” . Святая Варвара явилась молившимся и вывела их из шахты. Один увидел свет и сразу же умер, другой попрощался с родственниками, и, прожив день, умер. Третий начал строить храм, который позднее назвали в честь Святой Варвары. Собор понравился великомученице, и она разрешила шахтеру не год прожить, а столько лет, сколько он пожелает.
В 1388 году автором первоначального проекта собора выступил Ян Парлерж (Jan Parléř)
, отец которого, немецко-чешский архитектор Петер Парлерж, участвовал в разработке проекта собора святого Витта в Праге.
Наиболее старая часть храма построена в стиле французских кафедральных соборов, но сам храм имеет расширенные наружные нефы, хотя первоначально проектировался как пятинефный. Вначале строительство велось быстро. Храм был построен из песчаника, который добывали в близлежащих карьерах. Уже через 4 года после начала строительства были освящены 15 алтарей, и к каждому из них был приставлен особый священник. Строительство храма было полностью остановлено во время гуситских войн (30.07.1419 года – 30.05.1434 года), когда здание было построено на половину.
К 1482 году возведение храма святой Варвары возобновилось по оригинальным планам Парлержа но под руководством местного камнереза Гануша. Мастер закончил поперечные сводчатые проходы, кольцо часовен вокруг пресвитерии и оба крыла запланированного поперечного нефа. Настоящий прорыв в возведении храма связан с именем пражского мастера Матвея Рейсека (Matěj Rejsek) . Он приехал на строительство в 1489 году. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. Матвей Рейсек умер в Кутна Горе в 1506 году, но работы по его проектам велись еще шесть лет.
В 1512 году из Праги в Кутна Гору прибыл архитектор Бенедикт Рейт (упоминаемый как Бенедикт Рид, Benedikt Rejt, Benedikt Rieth, Benedikt Reyd, Benedikt Ried, Benedict Reijt) . Спроектировав свод храма, завершив строительство трифория, а также украсив храм многочисленными камнетесными деталями, Бенедикт Рейт осуществил при строительстве храма достаточно радикальные изменения, изменив пятинефную конструкцию храма на трехнефную, а также закрыв свод кольцеобразными ребрами, которые создают впечатление, как будто на потолке распустились многочисленные цветы. Этот эффект придает потолку объемность и необычность, делая храм очень непохожим на другие подобные сооружения. По проекту Рейта собор строился и после его смерти в 1534 году, но из-за истощения местных рудников, работы шли медленно. Средний тройной потолок храма был завершен только в 1547 году. До этого момента дождь и снег свободно проникали внутрь. В 1558 году после затопления самого богатого оселского рудного пояса, городские власти решили окончательно свернуть работы. Недостроенный собор был закрыт временной стеной.
В 1626 году собор был передан в управление иезуитов. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. После упразднения Иезуитского ордена на территории Чехии, собор перешел в руки Национального Религиозного Фонда. Более трехсот лет собор оставался незавершенным и начал приходить в упадок.
В 1884-ом году город по инициативе местного археологического общества „Воцел” принимается за дальнейшее строительство. Работы были проведены известными чешскими архитекторами Лаблером и Мокером. Они восстановили оригинальную крышу, расширили церковь одной областью нефа, заменили временную западную стену новым неоготическим фасадом и провели реконструкцию интерьера. Собор украсил новый орган мастерской Яна Тучека, изготовленный по готическим планам. Были изготовлены главный алтарь и неоготические витражи работы Франтишека Урбана, изображающие сцены из истории города и чешского королевства.
Строительство собора было завершено в 1905 году.
С 90-х годов 20 века – начинается постепенная, поэтапная реставрация собора Святой Варвары.
Собор Святой Варвары в Кутна Горе является вторым по значимости и величине готическим храмом Чехии, после собора святого Витта в Праге. Его высота – 33 метра.
С 1995 года собор Святой Варвары является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 года собор был внесен в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
собор Святой Варвары | вид со стороны главного фасада |
собор Святой Варвары | алтарная часть собора | алтарная часть собора |
вид на собор с улицы Barborská | пинакль | главный вход собора |
собор Святой Варвары (Кутна Гора) | |
величественная красота | водостоки собора св. Варвары |
элементы интерьера собора | кафедра собора | алтарь в боковом нефе собора |
боковой алтарь собора | боковой алтарь собора | боковой алтарь собора |
алтарь | балкон собора | распятие |
потолок Центрального нефа | гербы на потолке собора | орган |
выставочная галерея | скульптура галереи балкона | скульптура рудокопа |
1.
Строительство собора было начато около 1388 года. Автором первого проекта был очевидно Ян Парлерж, сын знаменитого Петра Парлержа (автора Карлова моста). Здание проектировалось в виде кафедрального собора с галереей вокруг пресвитерия. Первоначально предполагалось воздвигнуть трехнефный собор, однако в скором времени он превратился в пятинефную постройку. В 1420 г. Гуситские войны прервали строительные работы.
Только 60 лет спустя на строительство приглашают нового знаменитого мастера – Матиаша Рейсека (автор Пороховых ворот в Праге). В 1499 году он возводит сетчатый свод над пресвитерием (соответствует алтарю в православных храмах. Туда имеют право входить только священники). Высота этого пространства – 33 метра. С 1512 по 1532 год над строительством работает Бенедикт Рейт из Пистова (автор Владиславского зала в Пражском граде). Он создает над нижним пятинефным пространством самостоятельное пространство – трехнефное, не имеющее себе равных. По проекту Бенедикта Рейта был возведен свод над главным нефом. Высота этого пространства – 30 метров. Длина собора – 70 метров, а ширина – 40 метров. В 1558 году строительство было завершено сооружением с западной стороны (орган) временной стены.
Главный портал собора возник только в 1884-1905 годах, когда проводилась его генеральная реконструкция.
2.
Сетчатый потолок над пресвитерием и снова любовь чехов к гербам.
3.
К концу 19-началу 20-го века относится нынешний новоготический главный алтарь. Св. Варвара (покровительница шахтеров), которой посвящен собор, изображена на его правом крыле. Это женщина с книгой и башней.
4.
Когда в 17-18 веках готическая Кутна Гора становится городом в стиле барокко, этот стиль проникает и в собор Святой Варвары. Подтверждением тому прекрасный шкаф органа первой половины 18 века. Его механизм новый, состоит из 4000 труб, трех клавиатур и 45 регистров.
5.
В следующих трех капеллах находятся алтари в стиле барокко, созданые в 1680-1710 гг. На первом алтаре скульптура готической мадонны 1380 г. Это самый древний экспонат во всем соборе. Мадонна оригинальная, однако раскраска представляет собой более позднее дополнение в стиле барокко около 1700 г.
6.
Витражи – это не мозаика, а живопись на стекле. Самое древнее около 1898 г, а самое молодое 1923 г. Автор эскизов – художник исторических картин Франтишек Урбан.
7.
8.
9.
10.
11.
В этих капеллах сохранилась позднеготическая живопись конца 15 века.
12.
13.
14.
На фреске царица Савская перед Соломном.
15.
16.
Святой Криштов, шагающий по воде с Иисусом на руках.
17.
18.
Шахтерская капелла.
19.
Здесь под окном изображены сцены из жизни простых шахтеров.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Скульптура шахтера выполнена в 1700 г. Шахтер изображен в костюме. В одной руке он держит горелку, а в другой рабочий инструмент. Кожаный фартук вокруг боков защищал его во время работы и использовался также для съезда в шахты по спускам. Кутногорские шахтеры работали 6 дней в неделю по 10-14 часов в день. Интересно, что в начале 16 века они работали даже на глубине 500 м., в то время это были самые глубокие разработки в мире.
26.
Каменная кафедра была выполнена в 1560 г. каменотесом Леопольдом. В 1665 г. она была украшена деревянной обшивкой и крышей.
27.
28.
Снизу главного нефа открывается вид на ребристый свод выполненный в 1540-1547 гг. В полях свода изображены гербы цехов и горожан.
На самом деле впечатления невероятные когда стоишь посреди вот этой необъятной многовековой громадины.
29.
30.
31.
В углах верхнего костела находятся большие деревянные скульптуры христианских добродетелей 1-й половины 17 века – справедливости, умеренности, осторожности и отваги. Есть подозрение, что на фото справедливость. Любопытно, как у них осторожность и отвага то уживались в качестве добродетелей?
Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.
Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.
Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.
На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.
А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.
Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.
В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.
В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.
Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.
Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.
Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.
Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».
Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.
В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.
Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.
В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.
В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).
А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).
Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».
В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.
О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.
И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)
Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.
Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.
После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.
Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.
Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...
Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.
В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».
Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.
По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:
Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.
«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.
А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.
Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».
История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.
В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.