Устройство подвески, как она работает и из чего состоит. Что нужно знать о ходовой части машин Виды ходовой части

3218 Просмотров

В каждом автомобиле существует ходовая. Практически каждый водитель знает об этом и знает, как она работает, но есть и такие любители автомобилей, которые не осведомлены в данной теме. На самом деле ходовая часть автомобиля состоит из нескольких элементов и агрегатов. Все эти элементы нужны для того, чтобы смягчить неровности дорожного покрытия, которые передаются на кузов во время езды. Для того, чтобы подвеска автомобиля правильно работала, за ней нужно вовремя и качественно ухаживать. Перед тем, как что-то менять в этой системе, нужно подробно изучить устройство подвески.

Устройство

Благодаря этой системе водитель, проезжая незначительные неровности дороги, их может даже не ощутить. Итак, чтобы что-то менять или ремонтировать в этой системе, нужно знать основные ее составляющие. В устройство ходовой части автомобиля входят:

  • Колеса. Они нужны, чтобы автомобиль смог передвигаться.
  • Передний и задний мосты. Их предназначение в том, чтобы держать колеса, крепить к кузову с помощью амортизирующих элементов.
  • Система подвески. Сюда входит много амортизирующих элементов, бывает нескольких видов.
  • Кузов. Предназначен для того, чтобы водитель и пассажиры смогли с комфортом передвигаться.

Разобравшись с тем, что включает в себя ходовая часть автомобиля, нужно разобраться с тем, как это должно все работать. Чаще всего здесь в негодность приходят многие элементы подвески. Дело в том, что эти элементы и агрегаты работают постоянно и за счет того, что дороги редко бывают идеально ровными, подвеска автомобиля быстро изнашивается. Опытный водитель всегда сможет определить для себя, что сломано в его легковом автомобиле, но есть совсем неопытные водители, и для них часто бывает трудно определить неисправность. Таких неопытных владельцев автомобилей, водители со стажем часто называют чайниками. Для таких чайников мы и постарались описать принцип работы и строение подвески.

Вся ходовая автомобиля включает в свой состав еще много элементов, которые не озвучены в этом списке строения. Сделано это по причине того, что в списке указаны основные компоненты, а это уже дополнительные, которые появляются со временем. У этих приборов одна цель и чаще всего один принцип работы и строение.

Главной задачей этих устройств является минимизировать вибрацию, которая передается на кузов, когда машина едет.

Когда на легковой автомобиль установлены подобные устройства и механизмы, в книгу по эксплуатации всегда кладется подробная схема работы, в которой описан принцип работы и как что-то менять, если это требуется. Если в вашем автомобиле этой схемы нет, а приспособление есть, то схему можно найти в Интернете и узнать, для чего нужны все эти приспособлении, о принципе работы и о параметрах всех агрегатов.

Мосты автомобиля

Как уже было сказано, ходовая автомобиля включает в свой состав передний и задний мосты. Их назначение в том, чтобы соединить колеса на одной оси и присоединить их к кузову машины. Когда мост ведущий, он передает движения на колеса.

Мост – это сложный агрегат, включающий в себя множество деталей или элементов. Мосты бывают нескольких видов. Вид устанавливаемого моста напрямую зависит от привода машины. Итак, бывает четыре типа мостов.

  • Первый – это ведущий, на чертеже такого моста изображено много различных деталей и механизмов, которые входят в его состав. Чаще всего в этой же схеме написано, для чего нужны все эти агрегаты, как они работают, их параметры.
  • Второй тип – это управляемый, чаще всего установлен в передней части, как понятно из названия, главной его целью является поворот колеса.
  • Третий тип – это управляемые ведущие, здесь устройство выполняет две роли, это приводить в движение машину и управлять ей одновременно.
  • Четвертый тип – это поддерживающий, этот мост просто связывает колеса на одной оси и крепит их к кузову. Это устройство принимает на себя всевозможные нагрузки, поэтому его корпус должен быть выполнен из крепкого металла. По этой же причине мост не может быть плотно связанным с кузовом, для этого и была придумана подвеска.

Подвеска

Как правило, ходовая автомобиля состоит из еще одной очень важной системы, под названием подвеска автомобиля. Ее назначение в том, чтобы смягчать удары о дорогу. В состав этой системы входят амортизирующие устройства, чаще всего это рессоры или пружины, гасящие устройства, направляющие элементы и крепления. На схеме можно найти все эти элементы, узнать, где они находятся на вашей машине, для чего нужны и о том, на какие параметры рассчитаны. Сегодня есть два вида подвески, которые считаются основными.

  • Первый тип – это зависимая подвеска, в этом случае оба колеса сцеплены.
  • Второй тип – это , здесь колеса амортизируют не вместе.

Первый тип подвески устанавливают на бюджетные варианты машин или на отдельные комплектации. Второй вид устанавливают на машины дороже. Дело в том, что принцип работы независимой подвески основан на том, что одно колесо никак не зависит от другого, из-за чего конструкция машины не нарушается во время переезда сложных неровностей.

Понятие большой эксплуатационный срок не относится к амортизаторам, они чаще приходят в негодность. Срок службы подвески чаще всего очень большой, но производитель дает гарантию только на такие условия, для которых рассчитано устройство. Поэтому если машина эксплуатируется не по регламенту, то гарантия предоставляться не будет. Следует отметить, что надежность подвески зависит от производителя запчастей, а срок службы – от водителя.

Кузов

Последний элемент, который включает в себя ходовая автомобиля, – это кузов, так как ходовая часть крепится непосредственно на . Конструкция кузова должна быть изготовлена только из прочных металлов, так как ходовая часть смягчает не все удары и нагрузки от дороги, которые испытывает конструкция во время движения, не малые. Надежность кузова напрямую зависит от конструкции.

Чаще всего каркас кузова – это цельное устройство из металла, на которое крепятся внешние детали кузова, такие как: крылья, двери, фары и другие. Срок службы двигателя напрямую зависит от внешней среды. Чаще всего срок службы короче в регионах с повышенной влажностью, потому что металл очень боится влаги. У каркаса автомобиля срок службы дольше, чем у внешних элементов. Дело в том, что корпус каркаса защищен этими внешними частями кузова.

Резюме

Каждый водитель знает о том, что ходовая часть машины является одной из главных систем во всем механизме. Для того, чтобы на машине было комфортно передвигаться, все механизмы должны работать правильно и быть исправными. Если на вашем автомобиле что-то пришло в негодность, то это нужно немедленно заменить. Перед тем, как менять сломанную деталь, нужно подробно изучить и только после этого приступать к ремонтным работам. Схемы всех автомобилей есть в Интернете или в книге по эксплуатации.

Совокупность узлов и агрегатов транспортного средства, обеспечивающая его передвижение, называют ходовой частью. Главными компонентами ходовой части являются передняя и задняя подвески и колеса. Кроме того, в ходовую часть автомобиля входят несколько дополнительных устройств: упругие и демпфирующие элементы, направляющие, стабилизаторы поперечной устойчивости, шины и опоры колес. Принципиальная схема ходовой части автомобиля выглядит следующим образом.

Схема ходовой части авто

Для придания нашей статье большей практической ценности мы рассмотрим конструктивное исполнение ходовой части на примере одного из наиболее популярных у отечественных автолюбителей автомобиля – «ВАЗ 2109».

Передний мост

Передний мост «девятки» имеет подвеску телескопического типа, оснащенную витыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. Поперечный рычаг – нижнего исполнения, оборудован растяжками и стабилизаторами поперечной устойчивости.

В силу применения на данной модели автомобиля переднеприводной схемы, техническая сложность переднего моста, как одного из основных элементов ходовой части, достаточно велика, несмотря на сравнительно малое количество узлов, составляющих конструкцию. Он состоит из:

    Стойки с амортизаторами.

    Поперечного рычага.

    Поворотного кулака.

    Системы растяжек.

    Узлов крепления к кузову (трансмиссии).

Задний мост

Конструкция заднего моста значительно проще, поскольку в нем отсутствуют элементы, связанные с трансмиссией (за исключением автомобилей с задним приводом). Кроме того, на задний мост приходится меньшая по величине нагрузка, нежели на переднюю часть ходовой. Сравнительно мягкий режим эксплуатации позволил разработчикам существенно упростить, как принципиальную схему данного узла, так и его конструктивное исполнение.

Как устроена ходовая часть автомобиля? У большинства легковых автомобилей функцию опоры для двигателя, ходовой части, трансмиссии, механизмов управления, дополнительного оборудования, перевозимого груза, водителя и пассажиров несет на себе их кузов, а не рама, как, например, у мотоциклов, автобусов и грузовиков. Кроме того, кузов заменяет собой все отрицательные электрические провода, являясь основой для всего имеющегося в автомобиле электрооборудования. В составе кузова автомобиля имеются каркас и навесные узлы. А каркас, в свою очередь состоит из днища, передка, задка, штампованных панелей, крыльев и крыши. автомобиля крепится непосредственно на каркасе и состоит из двух подвесок - передней и задней, шины и колеса.

Это ряд устройств, функция которых заключается в связывании между собой колес автомобиля и его кузова. Подвеска призвана преобразовывать, смягчать и поглощать удары от дорожного полотна, которые передаются на кузов. Подвески существуют двух типов: зависимые и независимые. Особенность в том, что она позволяет колесам, которые расположены на общей оси, вне зависимости друг от друга двигаться в вертикальной плоскости. А зависимая подвеска такой возможности не даёт, оба колеса жестко одно с другим связаны.

Рассмотрим устройство ходовой части автомобиля поподробнее. Начнем с передней подвески.

Она состоит из:

  • ступицы колеса;
  • тормозного диска;
  • шарового пальца верхней опоры;
  • поворотного кулака;
  • шарового пальца нижней опоры;
  • буфера хода сжатия;
  • пружины подвески;
  • амортизатора;
  • верхнего рычага подвески;
  • нижнего рычага подвески;
  • штанги стабилизатора.

Ходовая часть автомобиля связана с его кузовом посредством таких своих частей, как рессоры и амортизаторы. Задача рессор заключается в смягчении ударов, передающихся на кузов от дороги, но при этом автомобиль начинает раскачиваться и тогда в дело вступают амортизаторы, гасящие собственные колебания подвески. Еще один важный элемент, которым обладает ходовая часть автомобиля, называют В случае, когда машина начинает сильно крениться на борт в повороте, он закручивается и исправляет положение автомобильного кузова. Ходовая автомобиля служит дольше, износ шин уменьшается, а снижается благодаря ещё одной хитрости в её устройстве, а именно, установке колес под определенным углом относительно горизонтальной и вертикальной плоскостей.

Задняя подвеска. Устройство

Она также бывает как зависимой, так и независимой. Состоит она из:

  • буфера хода сжатия;
  • пружины подвески;
  • резиновых втулок проушин амортизатора;
  • дополнительного буфера сжатия;
  • регулятора давления заднего тормоза;
  • амортизаторов;
  • рычага привода регуляторов давления.

Гашение колебаний производится точно так же, как и для передней.

Ещё одна часть ходовой - это шины и колеса. На колеса передается от который и приводит в движение транспортное средство. Шины смягчают удары от неровностей трассы благодаря собственной упругости и сжатому воздуху, находящемуся внутри них. Колесо крепится посредством гаек и болтов к ступице и состоит из шины и диска. Шины бывают с камерой и без нее. Бескамерная шина герметично соединяется с ободом при помощи специального бурта на нем. Составляющие шины - это каркас (корд), боковины, протектор, борта. Основой шины является корд, он делается из капрона, проволоки, стекловолокна и тому подобного. Шины бывают летними, зимними или всесезонными в зависимости от их конструкционного исполнения. Также они делятся на радиальные и диагональные. Радиальные более эластичные, но зато диагональные имеют большую прочность, особенно на боковинах.

Ходовая часть - это своего рода основа для движения автомобиля. Если посмотреть на схему ходовой части машины, то может показаться, что она напоминает конную повозку. Правда сходство это только внешнее, поскольку по сравнению с повозкой автомобиль обладает куда более совершенной конструкцией. Ходовая часть имеет четыре колеса, оси, раму и рессоры (подвеску). Рама автомобилей очень прочная, к ней крепятся все механизмы.

Корпус штампуется из листовой стали и нередко покрывается цинком, который препятствует возникновению коррозии. Причем форма корпуса чаще всего бывает обтекаемой. Конструкторы стремятся также не только сделать машину более скоростной, но и по возможности снизить ее массу. Для сохранения металла корпуса его покрывают специальными красящими составами - нитро-красками и эмалями.

Рессоры тоже являются деталью ходовой части. Они представляют собой стальные упругие листы разной длины. Между собой они стянуты центровым болтом и хомутиками. Рессоры обладают достаточной гибкостью, чтобы при наезде на какую-нибудь неровность прогибаться и смягчать толчок. Но рессоры нужны не только для этого. От них автомобилю передается толкающее усилие от ведущих колес, а также усилие при их торможении.

Амортизаторы «работают» вкупе с рессорами, то есть уменьшают толчки, которые неизбежны в дороге. Если бы не было амортизаторов, то даже при небольшой неровности автомобиль бы сильно трясло. Чаще всего применяются гидравлические амортизаторы рычажного или телескопического типа. Амортизаторы заполняются специальной вязкой жидкостью, которая не изменяется под воздействием температуры. В корпусе амортизатора рычажного типа при колебании рессор начинает двигаться поршень, за счет которого жидкость перемещается из одной полости в другую. Причем перемещение это происходит не свободно, а через клапан. В результате энергия жидкости, которая возникает при колебании рессор, преобразуется в тепловую, за счет того, что между отдельными слоями жидкости возникает трение. Для того, чтобы более подробно узнать о том как устроен амортизатор, а так же о том, как можно его починить советуем посмотреть данное .

Амортизаторы телескопического типа более распространены. Такой амортизатор состоит из трубы, внутри которой находится поршень с мелкими отверстиями в днище. Действие этого амортизатора основывается на том, что он сдерживает движения поршня в цилиндре жидкостью, не успевающей протекать через маленькие отверстия поршня. Таким образом, задерживающая движение поршня в цилиндре и не успевающая проникать через него, жидкость сдерживает колебания рессоры и делает менее заметными толчки во время движения. Жидкость для заливки амортизаторов подходит не всякая, а только та, которая имеет температуру застывания минус 60 °С. Если в амортизаторах содержится достаточное количество этой жидкости, то и работать они будут надежнее, и даже по неровной дороге ехать можно будет быстрее.

Над передними колесами у многих автомобилей имеется подвеска . Сварена она из листовой стали, и представляет собой вытянутую и немного изогнутую коробку. Крепится поперечная подвеска к подрамнику. Внутри может быть помещен такой же телескопический амортизатор, как и на задней подвеске. Действие этого амортизатора гасит колебания, которые могут быть у передней части машины, и смягчает толчки, передаваемые передним колесом.

Для того чтобы улучшить ход автомобиля, его передние колеса стали устанавливать особенным образом. Если посмотреть на передние колеса машины, то кажется, что они стоят вертикально и параллельно друг другу. Но на самом деле это не так. Они имеют небольшой развал внутрь, а также некоторое схождение вперед. Такое положение колес необходимо для того, чтобы увеличить скорость и чтобы ход машины был более надежным.

Угол развала колес небольшой 0,5-1° от вертикали, и его можно измерить даже с помощью линейки. Например, если поставить машину боковой стороной поближе к ровной стене и измерить расстояние от верхней и нижней части шины до стены, то можно вычислить правильность угла развала колес. Если разница между расстояниями равна примерно 5 мм , то колеса расположены правильно. Возможно, многие подумают, что это совсем незначительная разница, но на самом деле даже 5 мм могут сыграть важную роль во время движения автомобиля. Правильный развал колес способствует сохранению их правильного положения во время движения.


Схождение колес проверяется по разнице расстояния между верхними и нижними точками передних колес. Расстояние между верхними точками колес должно быть немного меньше чем снизу. Таким образом, верхняя часть колес находится как бы под небольшим углом друг к другу. Если колеса будут установлены без сходимости, то во время движения за счет неровности дороги они заняли бы непараллельное положение, а это вызывает увеличение износа шин и расхода топлива.

Все шарнирные соединения колес нужно время от времени смазывать. При этом старую смазку желательно удалять и только потом нанести новое масло.

Наглядно посмотреть как устроена ходовая часть автомобиля можно на этом видео :


Еще статьи про ""

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Остов является основанием машины, связывающим все механизмы в единое целое. Он может быть рамным, полурамным и безрамным. У легковых автомобилей роль рамы выполняет кузов, называемый несущим. Для крепления двигателя и передней подвески служит короткая рама, прикрепленная к полу кузова.

Движитель

Различают следующие типы движителей:

  • колесные
  • гусеничные
  • полугусеничные

Колесный движитель представляет собой колеса с пневматическими шинами. У гусеничного движителя опорные катки катятся по гладкому искусственному пути, который образуется бесконечной гусеничной цепью. Полугусеничный движитель состоит из резинометаллической гусеницы, установленной между ведущим колесом с пневматической шиной и натяжным колесом.

Пневматическое колесо состоит из:

  • диска
  • обода
  • эластичной шины

По устройству различают шины:

  • камерные
  • бескамерные

Основные части камерной шины — покрышка, камера с вентилем и ободная лента. Ободную резиновую ленту размещают между камерой и ободом, предотвращая трение между ними. Ободные ленты применяют только в колесах грузовых автомобилей.

Бескамерные шины широко применяют на легковых и грузовых автомобилях и тракторах. В таких шинах пространство, заполняемое воздухом, образуется в результате герметичного соединения обода колеса с покрышкой, а вентиль при этом размещается на ободе. Герметичная посадка бескамерной шины на обод достигается при помощи специальной конструкции борта, плотно прижимающегося к закраинам обода внутренним давлением воздуха.

Бескамерные шины могут быть обычного типа, широкопрофильные и арочные. Арочные шины способствуют повышению проходимости автомобиля в трудных дорожных условиях. Это шины низкого давления (0,05…0,08 МПа).

Внутреннее давление воздуха в шинах автомобилей колеблется в пределах 0,17…0,5 МПа, тракторов — 0,08…0,25 МПа.

Подвеска

Остов с колесами соединяет подвеска. Она предназначена для смягчения возникающих во время движения толчков и ударов, повышения плавности хода машины.

Различают подвески двух основных типов: зависимые и независимые. В зависимой подвеске оба колеса подвешены к раме 4 (рисунок а) на общей оси 1, вследствие чего перемещение каждого из них происходит вместе с осью. В независимой подвеске каждое колесо подвешено к раме 2 (рисунок б) независимо от другого при помощи рычагов 1, 4 и стойки 5. В качестве упругих элементов в различных подвесках используют рессоры, пружины, торсионы, резиновые баллоны и др. У автомобилей подвеской оборудованы передние и задние мосты, у тракторов — только передние, так как их задний мост составляет часть остова.

Подвески грузовых автомобилей зависимые. Их чаще всего выполняют на пластинчатых рессорах. Такая рессора представляет собой балку, опирающуюся на раму в двух точках — опорах, одна из которых выполнена в виде шарнира, а другая допускает некоторое перемещение. Средняя часть рессоры соединена стремянками 12 с передним или задним мостом.

Рисунок. Схемы подвесок трактора и автомобиля: а — зависимой: 1 — передняя ось; 2 — цапфа колеса; 3 — рессора; 4 — рама; б — независимой: 1 — верхний рычаг; 2 — рама автомобиля; 3 — пружина; 4 — нижний рычаг; 5 — стойка; в — с индивидуальным подрессориванием колеса: 1 — передняя ось; 2 — кронштейн; 3 — направляющая; 4 — пружинная рессора; 5 — цапфа колеса.

При движении автомобиля по неровностям дороги возникают колебания, которые частично гасятся за счет трения в рессорах. Однако это трение относительно мало, и для эффективного гашения колебаний применяют специальные устройства — амортизаторы 7. Наиболее распространены гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Их работа основана на том, что при относительных перемещениях подрессоренных и неподрессоренных масс автомобиля (трактора) находящаяся в амортизаторе жидкость перетекает из одной его полости в другую через небольшие проходные сечения, вследствие чего создается сопротивление, поглощающее энергию колебаний.

Рисунок. Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ-130: 1 — передний кронштейн; 2 — стремянка ушка; 3 — рессора; 4 — рама; 5 — буфер рессоры; 6 — накладка; 7 — амортизатор; 8 — буфер на раме; 9 — обойма; 10 — хомут; 11 — задний кронштейн; 12 — стремянки.